- Газенклевер, Вальтер
- (Hasenclever, Walter)(08.07.1890, Аахен - 21.06.1940, концлагерь Ле-Миль, на юге Франции)немецкий драматург, поэт, публицист, прозаик. Родился в семье врача, изучал в Оксфорде, Лозанне и Лейпциге юриспруденцию, но интересы его были целиком отданы литературе, философии и истории. В 1915 призван в армию, попал на восточный фронт, позднее лечился в госпиталях под Дрезденом.Драматургический первенец Г. драма “Нирвана” (“Nirwana”, 1909) еще вполне соответствует принципам натурализма и несет на себе явные следы влияния Ибсена. Среди до-экспрессионистских, весьма несовершенных опытов Г. - драма о Клеопатре “Империя” (“Das Reich”, 1909), не сохранившаяся драма о Конрадине и др. Одновременно он начинает как поэт: сборники “Города, ночи и люди. Переживания”, “Städte, Nächte und Menschen. Erlebnisse”, 1910; “Юноша”, “Jüngling” (1913), открывающий одну из главных тем экспрессионизма - тему конфликта отцов и детей* (хотя лирический герой этого сборника скорее близок стилю модерн XIX в. - на обложке он изображен обнаженным и обвитым гирляндами цветов). Оба сборника свидетельствуют о приверженности молодого автора поэзии Гофмансталя и Рильке, поэтический язык которых, интенсивность художественного выражения подталкивали начинающего поэта и драматурга к экспрессионизму. В становлении Г. как одного из ведущих экспрессионистов немалую роль сыграла дружба с К.Пинтусом*, позднее с Ф.Верфелем*, издателем К.Вольфом*.Более полно тип молодого героя, воплощающего протест против мира “отцов”, воплощен в драме “Сын” (“Der Sohn”, 1914), художественно наиболее завершенном произведении Г., хотя и в ней еще слышны отзвуки поэзии Рильке, его музыкальных ритмов - при всей резкости экстатической стилистики драмы. Ощутимо также влияние неоромантизма, прежде всего Гофмансталя. Трагический исход драмы определен не действиями сына: поначалу он даже пытается завоевать расположение отца. Но когда отец отвергает его робкие усилия, их скрытое соперничество перерастает в ненависть. Своим неповиновением и открытой конфронтацией сын срывает маску с фальшивого “опрусаченного” отцовского лица. В стихотворении Бехера “Сын”, посвященном Г., последний метафорически представлен как юноша, “наточивший кинжал для убийства тысяч отцов”. Разумеется, Г. вовсе не призывает к смертоубийству, в его пьесе отец погибает от кровоизлияния в мозг прежде, чем сын успевает выстрелить в него. И тем не менее, именно пафос ненависти к поколению отцов, воплотившему непереносимый для молодых миропорядок, сделал столь популярной драму Г., в которой разрушительный пафос направлен на всю вильгельмовскую Германию, ее дух верноподданничества и тирании. Возмущение, протест, жажда коренных изменений - таковы ключевые мотивы творчества Г., как и других молодых экспрессионистов, стремившихся выразить неприятие “сытости” и “изолганности” мира.Отвергаемый экспрессионистами психологизм еще не полностью преодолен у Г. Его волнуют сложные мотивировки взаимоотношений персонажей, особенно отношения дружбы-вражды между “сыном” и его “другом”, в известном смысле предстающие как расщепленное “я”. В образе “друга”, который и предает, и возвращает к жизни “сына”, чувствуется воздействие Ведекинда*. “Друг” в самый драматический момент покидает “сына”, оставляя его в безвоздушном пространстве одиночества. “Я иду навстречу своей звезде” - эта абстрактная формула снимает пессимистическую тональность финала и воспринимается как обращенный к молодому поколению призыв сохранить мятежный дух, выполнить до конца “миссию” обновителей жизни.В “Сыне” автор еще придерживается традиционного пятиактного построения, хотя, под влиянием Стриндберга*, пьеса выстроена как “драма пути”*, разделенная на эпизоды, порой лишенные прямой сюжетной связи друг с другом. Характерной чертой экспрессионистской поэтики является и доминирующий в пьесе монолог, который вытесняет диалог и частично заменяет непосредственное действие. В отличие от ранних, еще написанных в духе натурализма вещей, Г. в “Сыне” достаточно нескольких ключевых слов, лаконичных реплик, чтобы придать изображаемому обобщенно-метафорический характер, присущий экспрессионизму.В 1916 Г. замышляет создание “сцены для искусства, политики и философии” для воспитания зрителя, способного к обновлению и улучшению жизни. С помощью театра он, как и другие экспрессионисты, намерен “исправить мир”; каждый спектакль должен стать подготовительной акцией для осуществления этой утопической идеи.Начавшийся еще во время войны активистский период в творчестве Г. свидетельствует о политизации его взглядов. В эти годы написаны “драматическая поэма” “Спаситель” (“Der Retter”, 1916), где автобиографически задуманный поэт-идеалист восстает против тирании и терпит поражение, а также “Смерть и Воскресение” (“Tod und Auferstehung”, 1917), “Политический поэт” (“Der politische Dichter”, 1919) и др.Среди сочинений этих лет особое место занимает “Антигона” (“Antigone”, 1917), где заметно сказываются обретенные в годы войны пацифистские взгляды автора. Идея христианского самопожертвования, возникающая уже в “Сыне”, находит в “Антигоне” последовательное и завершенное выражение. В пьесе, созданной по мотивам Софокла, автор отражает духовную ситуацию Германии. Его Антигона борется не только против бесчеловечности Креона (то есть Вильгельма Второго), но и за бедных и бесправных. Однако добиться своей цели она может только путем самопожертвования.Г. широко использует возможности экспрессионистского театра, приспосабливая свои свободные ритмы и обширные монологи к новой сценографии. Наиболее ярко он осуществил свои эстетические замыслы в экспериментальной драме “Люди” (“Die Menschen”, 1918), где ему удалось наиболее совершенно совместить экспрессионистскую поэтику с возможностями сцены. В языковом плане эта драма близка лаконичной стихотворной технике А.Штрамма*: реплики порой состоят из одного слова. Обилие персонажей (среди них есть и “голова” убитого) указывает на то, что действие, в котором важную роль играет сверхъестественное начало, охватывает широкое пространство человеческой жизни. Характерны авторские ремарки: время действия -“сегодня”, место действия - “весь мир”. Эпизоды носят разрозненный характер, почти не соединены общей линией действия; их связывает персонаж по имени Александр, который, буквально восстав из могилы, бродит, словно тень, по сцене, неизменно оставаясь на стороне униженных и оскорбленных. Свою жизнь он воспринимает как самоотречение во имя всех людей. Мир предстает в этой пьесе как сплошная цепь подлостей и непрекращающейся борьбы между богачами-эксплуататорами и бедными страждущими. Впрочем, добро и зло не обязательно определены социальным статусом: бедняки могут совершать низкие поступки, а богатые оказываются нравственными людьми. В этом спектакле ощущается влияние О.Кокошки*, предвосхищается и театр абсурда, и идеи экзистенциализма. Театр становится пантомимой, но специфической, уже знакомой с кинематографом. Людям, по Г., осталась лишь функция марионеток, и картины, создаваемые дергающим за ниточку автором, не подлежат сколько-нибудь точной интерпретации, они многозначны и в то же время абсурдны, и создают впечатление бесконечного круговращения. Однако полноценной театральной реализации этому сочинению так и не довелось узнать.В пьесе “Решение” (“Die Entscheidung”, 1919) Г., постепенно отдаляясь от экспрессионистской эстетики, переходит, как и ряд других экспрессионистов, к комедийному жанру, что обозначило начало нового периода в его творчестве. Позднее, в пьесе “Деловой человек” (“Ein besserer Herr”, 1927, в переводе А.Н.Толстого “Делец”, 1953) он уже полностью дистанцируется и от экспрессионизма, и от принесшей ему славу проблематики раннего периода. По сути, Г. отказывается от политически-активистской деятельности еще раньше - под воздействием Капповского путча в марте 1920, который, как он сказал позднее, навсегда излечил его от “бациллы народного благодетеля”.В 1933 Г., лишенный немецкого гражданства, эмигрирует (Франция, Югославия, Англия, Италия, снова Франция). После нападения гитлеровского вермахта на Францию был интернирован, 21 июня 1940, при приближении немецких войск, покончил с собой в лагере Ле-Миль. Смерть Г. описана Л.Фейхтвангером в автобиографической повести “Дьявол во Франции” (“Teufel in Frankreich”, также под названием “Unholdes Frankreich”, 1942).Соч.: Politische Reden und Aufsätze, 1912; Dramen (Sammelausgabe), 1924; Mein Weg zur Komödie (1927)// Gedichte, Dramen, Prosa / Hg.v. Pinthus. Rheinbek b. Hamburg, 1963.Лит.: Expressionismus. Gestalten einer literarischen Bewegung / Hg.v. H.Friedmann u. O.Mann. Heidelberg, 1956; Schrei und Bekenntnis. Expressionistisches Theater / Hg. K.Otten. Darmstadt, 1959; Hohendahl P.U. Das Bild der bürgerlichen Welt im expressionistischen Drama. Heidelberg, 1967; Expressionismus als Literatur: Gesammelte Studien/ Hg. W.Rothe. Bern; München 1969; Hinck W. Das moderne Drama in Deutschland. Göttingen; Zürich, 1973; Siebenhaar K. Klänge aus Utópica: Zeitkritik, Wandlung und Utopie im expressionistischen Drama. Berlin; Darmstadt, 1982.И.Млечина
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.