Газенклевер, Вальтер


Газенклевер, Вальтер
(Hasenclever, Walter)
(08.07.1890, Аахен - 21.06.1940, концлагерь Ле-Миль, на юге Франции)
   немецкий драматург, поэт, публицист, прозаик. Родился в семье врача, изучал в Оксфорде, Лозанне и Лейпциге юриспруденцию, но интересы его были целиком отданы литературе, философии и истории. В 1915 призван в армию, попал на восточный фронт, позднее лечился в госпиталях под Дрезденом.
   Драматургический первенец Г. драма “Нирвана” (“Nirwana”, 1909) еще вполне соответствует принципам натурализма и несет на себе явные следы влияния Ибсена. Среди до-экспрессионистских, весьма несовершенных опытов Г. - драма о Клеопатре “Империя” (“Das Reich”, 1909), не сохранившаяся драма о Конрадине и др. Одновременно он начинает как поэт: сборники “Города, ночи и люди. Переживания”, “Städte, Nächte und Menschen. Erlebnisse”, 1910; “Юноша”, “Jüngling” (1913), открывающий одну из главных тем экспрессионизма - тему конфликта отцов и детей* (хотя лирический герой этого сборника скорее близок стилю модерн XIX в. - на обложке он изображен обнаженным и обвитым гирляндами цветов). Оба сборника свидетельствуют о приверженности молодого автора поэзии Гофмансталя и Рильке, поэтический язык которых, интенсивность художественного выражения подталкивали начинающего поэта и драматурга к экспрессионизму. В становлении Г. как одного из ведущих экспрессионистов немалую роль сыграла дружба с К.Пинтусом*, позднее с Ф.Верфелем*, издателем К.Вольфом*.
   Более полно тип молодого героя, воплощающего протест против мира “отцов”, воплощен в драме “Сын” (“Der Sohn”, 1914), художественно наиболее завершенном произведении Г., хотя и в ней еще слышны отзвуки поэзии Рильке, его музыкальных ритмов - при всей резкости экстатической стилистики драмы. Ощутимо также влияние неоромантизма, прежде всего Гофмансталя. Трагический исход драмы определен не действиями сына: поначалу он даже пытается завоевать расположение отца. Но когда отец отвергает его робкие усилия, их скрытое соперничество перерастает в ненависть. Своим неповиновением и открытой конфронтацией сын срывает маску с фальшивого “опрусаченного” отцовского лица. В стихотворении Бехера “Сын”, посвященном Г., последний метафорически представлен как юноша, “наточивший кинжал для убийства тысяч отцов”. Разумеется, Г. вовсе не призывает к смертоубийству, в его пьесе отец погибает от кровоизлияния в мозг прежде, чем сын успевает выстрелить в него. И тем не менее, именно пафос ненависти к поколению отцов, воплотившему непереносимый для молодых миропорядок, сделал столь популярной драму Г., в которой разрушительный пафос направлен на всю вильгельмовскую Германию, ее дух верноподданничества и тирании. Возмущение, протест, жажда коренных изменений - таковы ключевые мотивы творчества Г., как и других молодых экспрессионистов, стремившихся выразить неприятие “сытости” и “изолганности” мира.
   Отвергаемый экспрессионистами психологизм еще не полностью преодолен у Г. Его волнуют сложные мотивировки взаимоотношений персонажей, особенно отношения дружбы-вражды между “сыном” и его “другом”, в известном смысле предстающие как расщепленное “я”. В образе “друга”, который и предает, и возвращает к жизни “сына”, чувствуется воздействие Ведекинда*. “Друг” в самый драматический момент покидает “сына”, оставляя его в безвоздушном пространстве одиночества. “Я иду навстречу своей звезде” - эта абстрактная формула снимает пессимистическую тональность финала и воспринимается как обращенный к молодому поколению призыв сохранить мятежный дух, выполнить до конца “миссию” обновителей жизни.
   В “Сыне” автор еще придерживается традиционного пятиактного построения, хотя, под влиянием Стриндберга*, пьеса выстроена как “драма пути”*, разделенная на эпизоды, порой лишенные прямой сюжетной связи друг с другом. Характерной чертой экспрессионистской поэтики является и доминирующий в пьесе монолог, который вытесняет диалог и частично заменяет непосредственное действие. В отличие от ранних, еще написанных в духе натурализма вещей, Г. в “Сыне” достаточно нескольких ключевых слов, лаконичных реплик, чтобы придать изображаемому обобщенно-метафорический характер, присущий экспрессионизму.
   В 1916 Г. замышляет создание “сцены для искусства, политики и философии” для воспитания зрителя, способного к обновлению и улучшению жизни. С помощью театра он, как и другие экспрессионисты, намерен “исправить мир”; каждый спектакль должен стать подготовительной акцией для осуществления этой утопической идеи.
   Начавшийся еще во время войны активистский период в творчестве Г. свидетельствует о политизации его взглядов. В эти годы написаны “драматическая поэма” “Спаситель” (“Der Retter”, 1916), где автобиографически задуманный поэт-идеалист восстает против тирании и терпит поражение, а также “Смерть и Воскресение” (“Tod und Auferstehung”, 1917), “Политический поэт” (“Der politische Dichter”, 1919) и др.
   Среди сочинений этих лет особое место занимает “Антигона” (“Antigone”, 1917), где заметно сказываются обретенные в годы войны пацифистские взгляды автора. Идея христианского самопожертвования, возникающая уже в “Сыне”, находит в “Антигоне” последовательное и завершенное выражение. В пьесе, созданной по мотивам Софокла, автор отражает духовную ситуацию Германии. Его Антигона борется не только против бесчеловечности Креона (то есть Вильгельма Второго), но и за бедных и бесправных. Однако добиться своей цели она может только путем самопожертвования.
   Г. широко использует возможности экспрессионистского театра, приспосабливая свои свободные ритмы и обширные монологи к новой сценографии. Наиболее ярко он осуществил свои эстетические замыслы в экспериментальной драме “Люди” (“Die Menschen”, 1918), где ему удалось наиболее совершенно совместить экспрессионистскую поэтику с возможностями сцены. В языковом плане эта драма близка лаконичной стихотворной технике А.Штрамма*: реплики порой состоят из одного слова. Обилие персонажей (среди них есть и “голова” убитого) указывает на то, что действие, в котором важную роль играет сверхъестественное начало, охватывает широкое пространство человеческой жизни. Характерны авторские ремарки: время действия -“сегодня”, место действия - “весь мир”. Эпизоды носят разрозненный характер, почти не соединены общей линией действия; их связывает персонаж по имени Александр, который, буквально восстав из могилы, бродит, словно тень, по сцене, неизменно оставаясь на стороне униженных и оскорбленных. Свою жизнь он воспринимает как самоотречение во имя всех людей. Мир предстает в этой пьесе как сплошная цепь подлостей и непрекращающейся борьбы между богачами-эксплуататорами и бедными страждущими. Впрочем, добро и зло не обязательно определены социальным статусом: бедняки могут совершать низкие поступки, а богатые оказываются нравственными людьми. В этом спектакле ощущается влияние О.Кокошки*, предвосхищается и театр абсурда, и идеи экзистенциализма. Театр становится пантомимой, но специфической, уже знакомой с кинематографом. Людям, по Г., осталась лишь функция марионеток, и картины, создаваемые дергающим за ниточку автором, не подлежат сколько-нибудь точной интерпретации, они многозначны и в то же время абсурдны, и создают впечатление бесконечного круговращения. Однако полноценной театральной реализации этому сочинению так и не довелось узнать.
   В пьесе “Решение” (“Die Entscheidung”, 1919) Г., постепенно отдаляясь от экспрессионистской эстетики, переходит, как и ряд других экспрессионистов, к комедийному жанру, что обозначило начало нового периода в его творчестве. Позднее, в пьесе “Деловой человек” (“Ein besserer Herr”, 1927, в переводе А.Н.Толстого “Делец”, 1953) он уже полностью дистанцируется и от экспрессионизма, и от принесшей ему славу проблематики раннего периода. По сути, Г. отказывается от политически-активистской деятельности еще раньше - под воздействием Капповского путча в марте 1920, который, как он сказал позднее, навсегда излечил его от “бациллы народного благодетеля”.
   В 1933 Г., лишенный немецкого гражданства, эмигрирует (Франция, Югославия, Англия, Италия, снова Франция). После нападения гитлеровского вермахта на Францию был интернирован, 21 июня 1940, при приближении немецких войск, покончил с собой в лагере Ле-Миль. Смерть Г. описана Л.Фейхтвангером в автобиографической повести “Дьявол во Франции” (“Teufel in Frankreich”, также под названием “Unholdes Frankreich”, 1942).
   Соч.: Politische Reden und Aufsätze, 1912; Dramen (Sammelausgabe), 1924; Mein Weg zur Komödie (1927)// Gedichte, Dramen, Prosa / Hg.v. Pinthus. Rheinbek b. Hamburg, 1963.
   Лит.: Expressionismus. Gestalten einer literarischen Bewegung / Hg.v. H.Friedmann u. O.Mann. Heidelberg, 1956; Schrei und Bekenntnis. Expressionistisches Theater / Hg. K.Otten. Darmstadt, 1959; Hohendahl P.U. Das Bild der bürgerlichen Welt im expressionistischen Drama. Heidelberg, 1967; Expressionismus als Literatur: Gesammelte Studien/ Hg. W.Rothe. Bern; München 1969; Hinck W. Das moderne Drama in Deutschland. Göttingen; Zürich, 1973; Siebenhaar K. Klänge aus Utópica: Zeitkritik, Wandlung und Utopie im expressionistischen Drama. Berlin; Darmstadt, 1982.
   И.Млечина

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Газенклевер, Вальтер" в других словарях:

  • Газенклевер Вальтер — (Walter Hasenklewer, 1890 ) современный немецкий писатель, принадлежит к мелкобуржуазному крылу немецкого экспрессионизма (см.). Творческий путь Г. образует сложную кривую, отражающую бурные и резкие переломы в мироощущении мелкобуржуазных групп …   Литературная энциклопедия

  • Газенклевер Вальтер — Хазенклевер (Hasenclever) (1890 1940), немецкий поэт и драматург; экспрессионист, в творчестве которого нашли выражение бунтарские (драма «Сын», 1914), республиканские (сборник «Политический поэт», 1919), антивоенные (драма «Антигона», 1917)… …   Энциклопедический словарь

  • Газенклевер Вальтер — Газенклевер, Хазенклевер (Hasenclever) Вальтер (8.7.1890, Ахен, 15.8.1940, Ле Миль, Франция), немецкий поэт и драматург. С приходом к власти гитлеровцев Г. эмигрировал во Францию. В 1939 интернирован французскими властями; когда гитлеровцы… …   Большая советская энциклопедия

  • Газенклевер, Вальтер — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Газенклевер. Памятная доска в …   Википедия

  • Газенклевер — (Хазенклевер, нем. Hasenclever)  немецкая фамилия. Известные носители: Газенклевер, Вильгельм (1834 1889)  немецкий поэт и революционер. Газенклевер, Вальтер (1890 1940)  немецкий поэт и драматург. Газенклевер, Иоганн Петер… …   Википедия

  • ГАЗЕНКЛЕВЕР (Hasenclever) Вальтер — ГАЗЕНКЛЕВЕР (Хазенклевер) (Hasenclever) Вальтер (1890 1940) немецкий поэт и драматург, экспрессионист, в творчестве которого нашли выражение бунтарские (драма Сын , 1914), республиканские (сборник Политический поэт , 1919), антивоенные (драма… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Газенклевер — I Газенклевер         Хазенклевер (Hasenclever) Вальтер (8.7.1890, Ахен, 15.8.1940, Ле Миль, Франция), немецкий поэт и драматург. С приходом к власти гитлеровцев Г. эмигрировал во Францию. В 1939 интернирован французскими властями; когда… …   Большая советская энциклопедия

  • Газенклевер В. — ГÁЗЕНКЛЕВЕР, Хазенклевер (Hasenclever) Вальтер (1890–1940), нем. поэт и драматург. Экспрессионист. Бунтарские (драма Сын , 1914), респ. (сб. Политический поэт , 1919), антивоен. (драма Антигона , 1917) тенденции. Комедии Деловой человек… …   Биографический словарь

  • ХАЗЕНКЛЕВЕР Вальтер — ХАЗЕНКЛЕВЕР В., см. Газенклевер (см. ГАЗЕНКЛЕВЕР Вальтер) В …   Энциклопедический словарь

  • Хазенклевер Вальтер — Хазенклевер (Hasenclever) Вальтер, немецкий писатель; см. Газенклевер В …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.