- Георге, Генрих
- (George, Heinrich)(псевдоним; настоящее имя и фамилия Хайнц Георг Шульц, Heinz Georg Schulz; 09.10.1893, Штеттин (Щецин) - 18.06.1946, Заксенхаузен)немецкий актер театра и кино. Сын морского офицера. Не имея профессиональной подготовки, дебютировал в 1912 в Кольберге (Колобржеге). Участвовал в боях на Марне, был ранен, испытал тяжелую психическую депрессию, от которой страдал долгие годы. Пройдя частную актерскую подготовку, стал актером дрезденского Альберт-театра, где играл главные роли в ранних экспрессионистских пьесах О.Кокошки*, выступая вместе с Э.Дойчем*, затем был приглашен во франкфуртский городской театр, слывший в то время одним из центров раннего экспрессионизма, где играл роли Терезия в “Антигоне” В.Газенклевера* (1919), Маске в пьесе К.Штернгейма* “1913”, а в 1921 - в Дармштадте-Луи Фердинанда в одноименной пьесе Ф. фон Унру* (1921). Созданные Г. в экспрессионистской манере образы, талант актера и его фактурная самобытность обратили внимание М.Рейнгардта, который в 1922 пригласил его в берлинский Немецкий театр (“Deutsches Theater”).Уже ранние работы Г. выявили его органическую предрасположенность к экспрессионизму: он предпочитал не психологические разработки образов, а выявление их эмоциональных состояний, отдавая предпочтение переходам от протяженных значимых актерских пауз к взрыву глубоко затаенных до поры до времени эмоций. Такими были его Олоферн в “Юдифи” К.Ф.Хеббеля (1922) и Зибенмарк в “Бедном кузене” Э.Барлаха* (1923, Берлинский Государственный театр).Пережитое на войне и изначальное тяготение к простым людям повлияли на формирование левых общественно-политических взглядов актера, а скорее - эмоций, что привело его вскоре к Э.Пискатору в Фольксбюне. Здесь он сыграл Сатина (“На дне” Горького, 1926), Штёртебеккера (“Гроза над Готландом” Э.Велька, 1927), Юккенака (“Кто плачет по Юккенаку” Х.Рефиша, 1927), Гели Гея (1928) в пьесе Б.Брехта* “Что тот солдат, что этот” (режиссер Э.Энгель). Тогда же Г. возглавил революционное крыло актерского профсоюза, проводившее стачку актеров, закончившуюся неудачно.С 1930 Г. работал в Государственном театре, где создал лучшие роли под руководством режиссера Ю.Феллинга: Синий Болль (одноименная пьеса Барлаха), Органист (“Музыка” К.Хауптмана), Лютер (“Пророк” Х.Йоста*). Барлаховские роли (Зибенмарк, Синий Болль, а также Ной во “Всемирном потопе”) стали до известной степени апогеем не только экспрессионистского творчества Г., но и экспрессионизма в немецком театре, поскольку экспрессионизм продолжал жить в сценическом искусстве Германии дольше, нежели в драматургии.Геббельс раньше других понял, что Г., которого нацисты сперва отрешили от театра за его революционные симпатии, - фигура для гитлеровцев весьма полезная, а поэтому он сперва привлек его к работе в кино, а затем назначил директором берлинского Шиллер-театра, на этой должности Г. оставался вплоть до 1945. За это, а также за некоторые выступления в гитлеровской прессе, он был после падения нацистского режима арестован, заключен на время следствия в концлагерь Заксенхаузен, где и скончался от болезни. В 1998 Г. был реабилитирован.Лит.: Drews В. Wohin des Wegs. Erinnerungen. Frankfurt a. M., 1992; Laregh P. Heinrich George. Komödiant seiner Zeit. München, 1992.В.Клюев
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.