Герман-Нейссе, Макс


Герман-Нейссе, Макс
(Herrmann-Neisse, Max)
(псевдоним; настоящее имя Макс Герман, Max Herrmann, 23.05.1886, Нейссе, Силезия - 08.04.1941, Лондон, Англия)
   немецкий поэт, прозаик, драматург, театральный критик, эссеист. Родители-владельцы трактира. С 1905 по 1909 Г.-Н. изучал литературу и историю искусств в Мюнхене и Бреслау, в 1909 оставил университет и вернулся в Нейссе, где поначалу вел богемный образ жизни свободного писателя, позже устроился театральным критиком в местную газету “Нейссер Цайтунг” (“Neisser Zeitung”). Годы учебы и жизнь в Нейссе до 1914 запечатлены в автобиографическом романе “Кайетан Шальтерманн” (“Cajetan Schaltermann”, 1920).
   По причине увечности Г.-Н., придерживавшийся крайних пацифистских взглядов, смог не принимать участия в I мировой войне. Он редко обращается к военной тематике в стихах, но постоянно - в политической публицистике (как правило, на страницах журнала “Ди вайсен блеттер”*). После войны ее место заняла классовая борьба: писатель выступил за установление социалистического общества и пропагандировал пролетарское искусство.
   После смерти родителей (1917) Г.-Н. переселился в Берлин, где добился определенного успеха как в среде литераторов (регулярные авторские вечера в кабаре “Гну”*), так и среди художников, заинтересовавшихся его нестандартной внешностью: портреты “маленького, скрюченного человечка с абсолютно лысым черепом” (Р.Лоренц) пишут именитые Л.Майднер* и Г.Грос*. Это были наиболее плодотворные годы его творчества; написанная в 1919 драма “Иосиф Победитель” (“Joseph der Sieger”) принесла ему широкий успех, хотя в глазах читателя он оставался прежде всего поэтом. В 1924 он получил премию Эйхендорфа, в 1927- премию Гауптмана. С 1925 по 1929 занимался театральной критикой в ежедневной газете “Берлинер Тагеблатт” (“Berliner Tageblatt”). Кумиром писателя всю жизнь оставался А.Керр, его лучшим другом - издатель журнала “Акцион”* Ф.Пфемферт*.
   Г.-Н. всегда живо реагировал на изменения литературной ситуации. До своего экспрессионистского периода он последовательно исповедовал натурализм, импрессионизм, писал в манере Р.-М.Рильке, С.Георге*. Настроение своих самых ранних стихотворений он определял как “нежно-циничную, мечтательно-пессимистичную иронию, смесь Гейне и Эйхендорфа” и утверждал, что “обратился к “передовой лирике” задолго до того, как “появился этот гриф и в нашу глушь проникли имена Я. ван Ходдиса* и А.Лихтенштейна*”. При этом поэзия Г.-Н. практически повторяет содержание их антибуржуазной лирики, так же как и иронически-игровой городской лирики Э.Бласса* и Ф.Верфеля* с его любовью к вещам и непрестанными колебаниями между апатией и альтруизмом. Постоянные темы Г.-Н. - одиночество, обреченность (сборники “Изгнание”, “Verbannung”, 1919; “На произвол судьбы”, “Die Preisgabe”, 1919; “Прощание”, “Abschied”, 1928), ненависть к “изолгавшемуся мирку уютных городишек”, изнутри переживаемый конфликт между родной силезской провинцией и берлинской метрополией - между буржуазным ничтожеством и демократичной богемой. Экспрессионизм Г.-Н. характеризует как неизбежное для эпохи и поэта “инфекционное заболевание” (“Мы мальчики: / С хрупкой, стыдливо-слабой костью, / разбитые новыми, разрушительными вихрями, / израненные и изнуренные”). Формально поэзия Г.-Н. мало соответствует экспрессионистскому канону: слово и предмет жестко совпадают, синтаксические взаимосвязи языка не нарушены, строфика традиционна. Экспрессионизм Г.-Н. можно назвать сугубо тематическим, при этом не затрагивающим его драматургии и прозы, явно тяготеющих к натурализму; в 1920-е его поэзия стала ближе к классическим образцам.
   С приходом к власти нацистов (1933) Г.-Н. одним из первых среди литераторов эмигрировал в Швейцарию, потом - через Голландию в Англию. В 1938 был лишен немецкого гражданства. В изгнании лирика, ассоциативная и музыкальная, опирается в основном на рефлексию, приближаясь к лирическим канонам XIX в. Свои достижения экспрессионистского периода Г.-Н. оценивал постфактум очень невысоко. Он умер от скоротечной болезни, похоронен на кладбище Мэрилибоун (Лондон). Среди литераторов-экспрессионистов ему отводится, как правило, весьма скромное место. Через десять лет после его смерти, в годы возрождающегося интереса к экспрессионизму, тексты Г.-Н. были изданы в серии “Затерянное и забытое” (“Verschollene und Vergessene”) и неоднократно переиздавались в дальнейшем.
   Соч.: Lied der Einsamkeit. Gedichte 1914-1941. Auswahl, 1961; Gesammelte Werke in 10 Bde. 1986-1989.
   Лит. : Lorenz R. Max Herrmann-Neisse // Expressionismus als Literatur/ Hg. W.Rothe. Bern; München, 1969; Grieger F. Max Herrmann-Neisse. München, 1969.
   Ю.Логинова

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Герман-Нейссе, Макс" в других словарях:

  • Herrmann-Neisse, Max —    см. Герман Нейссе, Макс …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Камера хранения (литературный проект) — У этого термина существуют и другие значения, см. Камера хранения. Камера хранения  литературный проект группы русских поэтов, в разных формах существующий с 1983 г. 1) Литературная группа «Камера хранения» сформировалась в Ленинграде в …   Википедия


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.