Геринг, Райнхард

Геринг, Райнхард
(Goering, Reinhard)
(23.06.1887, замок Биберштейн, Фульда - 7.10.1936, точная дата не установлена, Йена)
   немецкий драматург, прозаик и поэт. Отец, правительственный советник по делам строительства, покончил с собой, мать лишилась рассудка. С десяти лет Г. воспитывался в интернате. Благодаря финансовой помощи родственников он получил медицинское образование (учился в Иенском, Берлинском, Мюнхенском и Боннском университетах, 1905-1914). В 1912 женился на художнице Е.Гурович, родом из России. Дебютировал в литературе со стихами, вошедшими в антологию “Лирический ежегодник” (“Lyrisches Jahrbuch”, 1912), и романом “Юный Шук” (“Jung Schuk”, 1913), однако эти произведения, написанные в традиционной манере, не принесли ему известности.
   Все творчество Г. автобиографично. Роман “Юный Шук” предвосхищает будущую судьбу самого автора, его мировоззренческую нестабильность, запутанные отношения с женщинами, двойную жизнь в двух профессиях - писателя и врача. В его драмах уживались экспрессионистский “взрыв формы” со следованием классическим образцам, религиозность с атеизмом, отрицание войны с ее воспеванием, а в жизни - добровольная изоляция от общества с неприятием богемности, доверие к нацистам с тесными связями с еврейской интеллигенцией.
   В начале I мировой войны, будучи студентом, Г. добился разрешения досрочно сдать выпускные экзамены и был направлен на фронт, но заболел туберкулезом и лечился в Давосе все четыре военных года, за что был заклеймен на родине как дезертир. Трагедия “Морской бой” (“Seeschlacht”. Tragödie, 1917), написанная в Давосе, имела скандальный успех (правые экстремисты упрекали автора в пацифизме, а пацифисты - в шовинизме). Однако автор не выказал ни малейшего интереса ни к постановке, ни к стремительно пришедшей славе. С 1918 Г. обратился к буддизму, ушел из семьи, бродяжничал, жил подаянием и в полной анонимности (издатель “Морского боя” З.Фишер не смог удовлетворить любопытства публики, пожелавшей увидеть его фотографию). Информации о нем нет ни в одном из периодических изданий раннего экспрессионизма, он не общался ни с кем из известных литераторов. Недолгое поклонение С.Георге сменилось охлаждением после личного знакомства с ним. Одиночество вошло в контекст его пьес: в них полностью отсутствуют массовые сцены, события в них развиваются вокруг и внутри отдельного персонажа.
   Среди экспрессионистских драм “Морской бой” по праву занимает особое место. Созданная во время войны и опирающаяся на реальное военное событие (морской бой в проливе Скагеррак 31 мая 1916) пьеса выходит за рамки сиюминутной конкретики. В ней драматург отправляет в последнее плавание аллегорический “корабль судьбы”. Несмотря на “волнующую актуальность пьесы, в 1918 году, она оказалась вне времени” (А.Сергель). По многим параметрам, “Морской бой” считается “классическим произведением экспрессионизма” (З.Майер); в то же время современники находили в пьесе элементы античной драмы (“В диалоге его героев слышится Сократ”, А.Керр).
   Формально-структурное построение соответствует строгой пятиактной классической драме с экспозицией, нарастанием, кульминацией и развязкой. Единство места и действия обеспечено развитием ситуации в замкнутом пространстве бронированной башни военного корабля, где оказываются запертыми семь матросов, отправляющихся к месту военного сражения. Кульминацию составляет момент “преображения” одного из семерых героев в экспрессионистском смысле, то есть на пути к желанному обновлению. Этот “новый человек”* отличается не только тем, что в разгар войны остается пацифистом, но, прежде всего, тем, что сама битва становится коренным переломом в его судьбе, героическим порывом. В этой точке экспрессионистское обновление смыкается с классическими мотивами противостояния человека судьбе. Экспрессионистская стилистика определяет характер всей драмы. Действующие лица - безымянные матросы, абстрактные типы, названные номерами (Первый матрос, Второй, и т.д.). Каждый из них скрыт под униформой или противогазом, но по их репликам постеленно прорисовываются определенные человеческие фигуры: Покорный судьбе, Верный долгу, Бунтующий, Отчаявшийся, Верующий, Неверующий. Среди этих относительно устойчивых носителей определенного мировоззрения выделяется седьмой матрос, который по ходу битвы проделывает путь от аутсайдера до ее героического участника, при этом неустанно задавая вопрос, на который нет ответа: “Что происходит? Мы все те же, что были?”
   Премьера “Морского боя” состоялась в берлинском Немецком театре М.Рейнгардта 3 марта 1918 и была встречена зрительным залом полным молчанием: “Пьеса не была актуальной в общепринятом смысле и в то же время она становилась вечным памятником этому судьбоносному времени, так как изображала хаос, который жжет сейчас души всех немцев. Для поэта не может быть большего признания, чем это почти звучащее молчание слушателей” (С.Гроссман).
   Г. дважды награждали литературной премией Клейста: за “Морской бой” и за пьесу “Экспедиция капитана Скотта к Южному полюсу” (“Die Südpolexpedition des Kapitäns Scott”, 1929). Между ними были написаны пьесы: “Первый” (“Der Erste”. Schauspiel, 1918), “Второй” (“Der Zweite”. Tragödie, 1919), “Скала Флоу” (“Scapa Flow”. Schauspiel, 1919), “Спасители” (“Die Retter”. Tragisches Spiel, 1919). С формально-стилистической точки зрения драмы Г., так же как и его поэзия и проза, определяются тремя составляющими: классической традицией, экспрессионизмом и “новой деловитостью”* (“новой вещественностью”), но не исчерпываются ими. Исследователи его творчества отмечают силовые линии, идущие от него к сюрреализму и экзистенциализму. В замкнутости и изолированности героев “Морского боя” усматриваются истоки ведущих мотивов Ж.П.Сартра, близость сартровской “Тошноте” находят и в неовертеровских настроениях его единственного романа “Юный Шук”. К.Оттен говорил о нем как о предтече театра абсурда; уже в “Морском бое” есть элементы, близкие “новой деловитости” (например, конкретная башня военного корабля как место сценического действия, что совершенно не свойственно экспрессионизму). Последующие постановки пьесы (в Ганновере) были полностью стилизованы под “новую деловитость”.
   В 1926 Г. защитил диссертацию и получил степень доктора медицины, но попытки открыть собственную практику врача-психиатра не увенчались успехом. Не имея средств к существованию, он поселился в доме для умалишенных в Берлин-Бух, наблюдал за пациентами и жил вместе с ними. В последующие годы часто менял место жительства. Во время многочисленных перелетов возникли “Стихи в воздухе”, которые Х.Вальден* напечал в “Штурме”* - они положили начало дружеским отношениям с Р.Блюмнером. Последним зрительским успехом Г. стала премьера “Экспедиции капитана Скотта...” в Берлинском государственном театре (1930, пьеса была поставлена также в театрах Вюрцбурга и Дармштадта). Осенью 1933 он тяжело заболел, перенес две операции, успел написать по этой пьесе либретто к опере “Жертва” (“Das Opfer”; опера была поставлена через год после его смерти в ноябре 1937 на музыку ученика А.Шёнберга* В.Циллига, последующие ее постановки были запрещены нацистами за проанглийское содержание и двенадцатитоновую музыку).
   Уйдя в очередной раз от семьи, Г. покончил с собой, его тело было найдено недалеко от Йены примерно три недели спустя после смерти. Известно, что незадолго до конца жизни он сжег свои рукописи.
   Соч.: Prosa. Dramen. Verse. München, 1961.
   Лит.: Hoffmann D. Vorwort// Goering R. Prosa. Dramen. Verse. München, 1961; Soergel A., HohofTC. Dichter und Dichtung der Zeit. Bd. 2: Vom Naturalismus bis zur Gegenwart. Düsseldorf, 1963; Capell G. Die Stellung des Menschen im Werk R.Goerings. Forschungsbeitrag zum Expressionismus [Diss.] Bonn, 1968; Mayer S. Reinhard Goerings “Seeschlacht”: “Klassisches” Drama des Expressionismus // Seminar. A Journal of Germanic Studies. Vol. XIV. Toronto. February 1978; Schwippl-Seitz R. Der Wortgebrauch im Expressionismus. Dargestellt an den Dramen von fünf Hauptvertretern (Goering, Hasenclever, Kokoschka, Sorge, von Unruh) [Diss.]. München, 1983.
   Н.Пестова

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Геринг, Райнхард" в других словарях:

  • Геринг, Герман Вильгельм — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Геринг. Герман Вильгельм Геринг Hermann Wilhelm Göring …   Википедия

  • Goering, Reinhard —    см. Геринг, Райнхард …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Гестапо — …   Википедия

  • Гёринг, Герман — Герман Вильгельм Геринг Hermann Wilhelm Göring государственный и военный деятель нацистской Германии Дата рождения: 12 января 1893 …   Википедия

  • Гёринг, Герман Вильгельм — Герман Вильгельм Геринг Hermann Wilhelm Göring государственный и военный деятель нацистской Германии Дата рождения: 12 января 1893 …   Википедия

  • Гейдрих, Рейнхард — Рейнхард Тристан Ойген Гейдрих Reinhard Tristan Eugen Heydrich …   Википедия

  • Удет, Эрнст — Эрнст Удет …   Википедия

  • Лёрцер, Бруно — Бруно Лёрцер Bruno Loerzer …   Википедия

  • Премия Бальцана — Премия Бальцана  международная премия за высшие достижения в науке и культуре, учреждённая дочерью итальянца Эудженио Бальцана (итал. Eugenio Balzan; 1874 1953), совладельца газеты «Коррьере делла Сера». Премия была присуждена в 1961… …   Википедия

  • 88-й армейский корпус (Германия) — 88 й армейский корпус LXXXVIII. Armeekorps Годы существования июнь 1942 май 1945 Страна …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»