- Гётц, Франтишек
- (Götz, František)(01.01.1894, Коятки у Бучовиц, Австро-Венгрия - 07.07.1974, Прага, Чехословакия)чешский литературный и театральный критик, историк и теоретик искусства, автор пьес и романов. Родился в семье чиновника. По окончании гимназии работал учителем, с 1923 - рецензент, а с 1927 по 1944 - заведующий литературной частью пражского Национального театра, в 1947-1950 - в руководстве этого театра, с 1965 по 1969 - главный режиссер. С 1950 преподавал историю европейской драматургии в Академии музыкальных искусств (Прага), а также на философском факультете Карлова университета.Испытал влияние немецкого экспрессионизма, с которым его сближало требование переоценки ценностей, свободы для творческого субъекта, прокламирование “моральной революции”, “духовного социализма”. В 1921 Г. участвует в создании творческого объединения “Литерарни скупина”*, выступившего под флагом экспрессионизма, вместе с Л.Блатным* публикует его манифест под названием “Наша надежда, вера и труд” (“Nase nadëje, vira a práce”, 1922). Многие программные положения экспрессионизма нашли преломление в его книге “Анархия в молодой чешской поэзии” (“Anarchie v nejmladSí ôeské poezii”, 1922) и в сборнике портретов чешских писателей “Проясняющийся горизонт” (“Jasnící se horizont”, 1926). Г. подчеркивал, что “экспрессионизм не есть явление сугубо немецкое; это в равной мере характер чувствования всего культурного мира в канун и во время войны и сразу после нее”. Чешские экспрессионисты, по его мнению, также испытывают глубокий интерес к космосу, универсуму, абсолюту, к личности человека как “мере всех вещей”, и в то же время для них не характерно болезненно-кризисное мироощущение; чешский экспрессионизм, в отличие от немецкого, менее эгоцентричен и в большей мере направлен на социальное переустройство общества, на созидание нового искусства (“социальной поэзии”); он более оптимистичен и лиричен, в нем звучит “славянская струна”, та “особая нега души, которая сплавляет мечту и вещность, душу и мир, Бога и материю в единую [...] одухотворенную реальность”. Возражая К.Тейге, считавшему экспрессионизм в Чехии “явлением запоздалым”, Г. выделяет в нем то “позитивное содержание”, которое “делает его составной частью революционного сдвига”, “живым слагаемым сегодняшнего дня”. При этом он не придерживается классово-идеологических критериев как в трактовке самой революции, так и в оценке перспектив современного искусства (отсюда, в частности, его полемика с теоретиками пролетарского искусства и с авангардным “Деветсилом”). Не принимая насилия, он усматривает новый источник энергии в широко понимаемой демократии, гражданской активности, в общих идеях гуманизма, исходит из представления об устремленности человека и человечества к общности, к гармонической полноте. Идеал для него - действительность, “насыщенная нравственной целью”: “Мы подвергли марксизм критике и выдвинули свою программу новой, позитивной социальной системы, которую назвали социальным полифонизмом”.Чешские экспрессионисты стремятся к ясности формы (“примитивизму”) и, определяя поэтику своего творчества как неоклассицизм, ставят целью преодолеть “разжиженность” форм, которая, по мнению Г., давала о себе знать в немецком экспрессионизме. Г. считал, что экспрессионизм в искусстве может привести к “закату анархии форм”. В книге “Лицо столетия” (“Tváf století”, 1929) он утверждает, что психологическая драма должна уступить место пьесам, в которых раскрывается “философия человеческих судеб” и “на смену аналитичности и психологизму должен прийти "активизм"*”. Современной драме посвящена книга Г. “Предательство драматургов” (“Zrada dramatikû”, 1931). История чешского театра с конца XIX в. прослеживается в его исследовании “Борьба за чешский театральный стиль” (“Boj о cesky divadelní sloh”, 1934). Тревогой за судьбу нации перед угрозой фашистской агрессии пронизана книга “Судьбоносный чешский вопрос” (“Osudná seská otázka”, 1934). О духовных и литературных течениях в Европе рубежа 1930-1940-х идет речь в сборнике статей “На переломе” (“Na pfedêlu”, 1946). Г. принадлежит монография о выдающемся чешском эстетике Ф.К.Шальде (“F.K.Saida”, 1937), а также книги о чешских актерах З.Штепанеке (Zdënek Stepánek, 1962) и В.Фабиановой (Vlasta Fabianová, 1963). Он известен и как автор романов документально-эссеистского характера (“Падающие звезды”, “Раdající hvëzdy”, 1932; “Госпожа наших снов”, “Pañí nasích snû”, 1942; и др.), нескольких драм. В экспрессионистских тонах выдержана пьеса “Первая рота” (“První rota”, 1938), действие которой относится ко времени пребывания чешских легионеров в России. Г. также адаптировал для сцены романы Достоевского “Идиот”, “Бесы” и “Подросток”, роман Бальзака “Кузина Бетта”. Ему принадлежат пособия по истории театра, многочисленные предисловия и послесловия в изданиях, популяризующих мировую и отечественную культуру, переводы произведений О'Нила и Гауптмана*.Соч.: Struéné dèjiny literatury ôeské. Praha, 1920; Úvod do poezie. Praha, 1923; Básnicky dneSek. Praha, 1931; Padající hvëzdy. Praha, 1932; Cesky román po válce. Praha, 1936; Muz bez vlasti. Praha, 1936; Jaroslav Kvapil. Praha, 1948; Václav Rezaë. Praha, 1957.Лит.: Cerny F. Dramaturgissimus // Literární noviny. 1959. C. 1; JefábekC. V pamëti a v srdci. Praha, 1961; VlaSínS. F.Götz - teoretik a kritik wolkerovské generace// Václavkova Olomouc, 1967. Praha, 1970; Vafejkává V. Frantisek Götz // Ceská literatura 1918-1945. Praha, 1970; Cerny F. Základatel ôeské dramaturgie// Tvorba. 1974. С. 1; Pekárek V. FJ.Osmdesátníkem//Ziterární mesíoník. Praha, 1974.Р. Филипчикова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.