- Гидаш, Антал
- (Hidas, Antal, псевдоним; настоящее имя Дюла Санто, Szántó Gyula, 18.12.1899, с. Геделле, - 22.01.1980, Будапешт)венгерский поэт, прозаик. Сын сапожника. Окончил несколько классов коммерческой школы в Будапеште. Истоки его творчества восходят отчасти к Э.Ади, отчасти к Л.Кашшаку*. Однако Г., помимо эмоционального склада дарования, всегда отличало тяготение к фольклору и музыкальному стихотворному построению. Это видно уже в его первом сборнике “На земле контрреволюции” (“Az ellenforradalom földjen”, 1925). Напечатанный в Вене, он создавался в эмиграции, в Чехословакии, где в г. Кошице ставший к тому времени коммунистом Г. жил в 1919-1923, принимая активное участие в деятельности местных пролеткультов: постановке спектаклей, газетно-агитационной работе. Воспринятая из экспрессионистской поэтики свободная ритмико-строфическая, зачастую монологическая форма в сочетании с выражавшим революционные надежды песенно-лирическим началом приобретает в этом сборнике прямую социально-обличительную остроту. Призывно-лозунговый пафос, песенные интонации и разнообразные маршевые ритмы сохраняются в более поздних сборниках: “Суд продолжается” (“Folyik а por”, 1930), “Колонии кричат” (“A gyarmatok kiáltanak”, 1933) и др. В них - благодаря жизни в Советском Союзе (Москве), куда поэт приехал в 1925 после краткого пребывания в Вене - заметно также близкое знакомство с советской поэзией от Д.Бедного до В.Маяковского*. В СССР Г. энергично участвовал в организационно-литературной работе: с 1925 был членом венгерской секции МАПП, с 1930 - также членом венгерской секции и президиума МОРП, заместителем редактора выходившего на четырех языках журнала “Литература мировой революции”, редактором художественно-публицистического отдела журнала венгерской писательской эмиграции в Москве “Шарло эш калапач” (“Sarló és Kalapács”, “Серп и молот”, 1929-1937). В Харькове выступил на II Международной конференции революционных писателей (1930), высказавшись за привлечение к революционному писательскому движению сочувствующих литераторов Венгрии (например, Д.Ийеша).В 1938 Г. был репрессирован. В дальнейшем, после освобождения из лагеря (1944), реабилитации и возвращения на родину (1958), он преодолевает узкие политико-агитационные рамки “пролетарской литературы”. Сохраняющие гражданственно-патриотический подтекст стихи Г. полнятся афористической выразительностью, поднимаясь до общечеловеческой лирической высоты (сборники: “Стремимся к тебе”, “Vágyódunk utánad”, 1968; “Черешни”, “Cseresznyefák”, 1978; “А что завтра?”, “Mi lesz holnap?”, 1979 и др.). Г. переводил также классическую русскую, украинскую и советскую поэзии, написал реалистическую трилогию о “маленьких людях” венгерской столицы начала XX в.: романы “Господин Фицек” (“Ficzek úr”, 1936), “Мартон и его друзья” (“Márton és barátai”, 1959), “Другая музыка нужна” (“Más muzsika kell”, 1963). В трилогии вновь ощутимы отзвуки экспрессионистского письма: обрисовку персонажей и некоторые сюжетные положения наряду с лирической оттененностью сопровождают эксцентрические гротескно-сатирические смещения.Соч.: Néném kertje. Budapest, 1959; Jázmin utca. Budapest, 1960; Megtalálnak. Budapest, 1964; A Városligettol a Csendes-Óceánig. Budapest, 1968; Villanások és villongások. Budapest, 1970; Hold iramlott, Nap szökött. Budapest, 1972; Egy erös topolya. Budapest, 1973; Felhök kiáltanak. Budapest, 1976; Венгрия ликует. M., 1930 [с предисловием А.Луначарского]; Москва-Родина. М, 1934; Ветви гудели. М., 1969; Чтоб хлынул свет. М., 1979; Утро весеннее, тополь седой... М., 1983.Лит.: A magyar irodalom törtenete. 11/1. Budapest, 1986; Из истории Международного объединения революционных писателей (МОРП). Литературное наследство. Т. 81. М., 1969; Россиянов О. Антал Гидаш. Очерк творчества. М., 1970.О. Россиянов
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.