Гофман, Властислав


Гофман, Властислав
(Hofman, Vlastislav)
(06.02.1884, Ичин, Австро-Венгрия - 28.08.1964, Прага, Чехословакия)
   чешский живописец, сценограф, график, архитектор. В 1902-1907 учился в пражской Школе технического искусства. Состоял членом Союза художников “Манес” (“Manes”), “Скупины витварных умелцу” (“Skupina vytvarnych umëlcû, “Группа деятелей изобразительного искусства”), объединения художников “Тврдошийни” (“Tvrdošíjní”, “Упрямые”). Печатался в литературно-общественных и искусствоведческих журналах “Умелецки месичник” (“Umëlecky mesícník”, “Художественный ежемесячник”), “Стил” (“Stil”, “Стиль”), “Вольне смери” (“Volné smëry”, “Вольные направления”), “Кмен” (“Kmen”), “Червен” (“Cerven”, “Июнь”), “Музеон” (“Musaion”) и др. Начиная с 1910-х Г. заявил о себе как талантливый архитектор, автор градостроительных проектов и оформления пражских улиц, мостов, зданий, памятников, а также как художник-кубист.
   Эспрессионистские черты в творчестве Г. были связаны, по его собственным словам, со стремлением понять “духовную ауру” предметного мира, эффект “самопроизрастания материи”, которая “заставляет художника выявлять соответствующие силовые линии и формы” (во многом этим определялось его тяготение к чисто геометрическим формам, в том числе в проектах мебели и декора, выдержанных в русле примитивизма, 1911-1913). В духе экспрессионистской эстетики создавались графические работы (“Утонувший моряк”, “Utopeny námofník”, 1918; “Маска”, “Maska”, 1919 и др.), иллюстрации к сборнику рассказов братьев Чапеков “Сияющие глубины” (“Záfivé hlubiny”, 1914), графические портреты героев Достоевского (32 рисунка, 1916). К.Чапек считал эти портреты “идеограммами”. Для живописи Г. показательны “экспрессионистская инспирация” (формула самого художника), резко контрастные краски, подчеркнутая выразительность композиционных элементов. Постепенно художник переходит от сюжетов, рожденных фантазией, к изображению повседневности (“Мать с ребенком”, “Matka s ditëtëm”, 1918; “Забастовка”, “Stávka”, 1919), позже - к пейзажам пастельных тонов.
   К началу 1920-х Г. проявляет себя как “один из самых выразительных творцов” (М.Обст) чешской сценографии, формировавший экспрессионистский стиль на главных сценах Праги и Брно, чему способствовал и его творческий союз с режиссером К.Г.Гиларом*. Уже первую их совместную постановку (драма А.Дворжака “Гуситы”, 1919) отличал гиперболизированный рисунок жестов, форсированность голосов, часто звучавших в ритме маршей, в соединении с символическими декорациями, остротой красок и света, благодаря чему акцентировалась монументальность изображаемых событий. В постановках драмы “Зори” Верхарна (1920), “Бури” и “Короля Лира” Шекспира (1920, 1929), “Жижки” С.Лома (1925) и др. трагизм коллизий и судеб героев подчеркивается особенностями сценического пространства. Для сценографии Г. характерен образ грозового небосвода, слагающийся из контрастных цветовых пятен и причудливых очертаний, образуемых проекцией диапозитивов на свисающие ткани. Он использует приемы членения сценического пространства посредством вертикальных конструкций, которые сочетаются с архитектурными мотивами (введение в современный интерьер античных колонн, винтообразных лестниц и т.п.), а также эффект искаженной перспективы, гротескной маски, почти дадаистской красочной “росписи” костюмов и лиц актеров (“Кориолан” и “Король Лир” Шекспира, 1921 и 1929; “Антигона” и “Эдип царь” Софокла, 1925 и 1932 и др.).
   В середине 1920-х в творчестве Г. заметен интерес к экспериментам Таирова, но вскоре он заявляет об обращении к реализму, обогащенному поэтикой художников-авангардистов (статья “Ренессанс кулис?”, 1930): это будет по-экспрессионистски действенный и вдохновляющий “конструктивный реализм или реалистический конструктивизм”. “Реалистическая деталь становится весьма значительным изобразительным элементом, если подать ее с должным драматизмом, [...] я называю это акцентированной формой”. Принципами такого реализма (“разлом” и “дробление” зримого мира с целью проникновения в его потаенные глубины) Г. руководствуется при постановке произведений Достоевского (“Преступление и наказание”, 1929; “Бесы”, 1930; “Братья Карамазовы”, 1931), Л.Толстого (“Анна Каренина”, 1929). В реалистической манере выдержаны его спектакли и после II мировой войны (по произведениям Горького, А.Толстого, Погодина, Гоголя и др.). Одновременно он продолжал активную деятельность как архитектор. Был участником многих отечественных и зарубежных выставок (в США, Италии, Франции).
   Соч. \ Tficet let práce na öeskych jeviStích. Praha, 1951.
   Лит.: Hlaváoek L. Hofmanûv tvûrôi mnohostén. Katalog Vystavy Vlastislav Hofman - 50 let vytvarné tvorby. Praha, 1960; Svácha R. Hofmanûv VySehrad// Vytvarná kultura 8. 1964. C. 6; V.Hofman-vytvarník oeského expresionistického divadla // Dèjiny ôeského divadla. D.III. Praha, 1977; PtáokováV. Ceská scénografia 20. století. Praha, 1982; Vondráôek R. Zárivé hlubiny. Vlastislav Hofman a kouskování véôna// Expresionismus a ôeské umëni. 1905-1927. Praha, 1995. Cerny F. Kapitoly z dejin ôeského divadla. Praha, 2000.
   Р. Филипчикова

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Гофман, Властислав" в других словарях:

  • Hofman, Vlastislav —    см. Гофман, Властислав …   Энциклопедический словарь экспрессионизма


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.