Гронский, Йозеф Цигер


Гронский, Йозеф Цигер
(Hrоnsky, Jozef Cíger)
(23.02.1896, Зволен, Австро-Венгрия, - 13.07.1960, Лухан, Аргентина)
   словацкий прозаик, драматург, детский писатель. Родился в семье архитекторов и музыкантов. В 1910-1914 учился в венгерском королевском педагогическом училище (Левице), в дальнейшем долгие годы работал школьным учителем в разных городах Словакии. Участвовал в I мировой войне солдатом на итальянском фронте (1917). Начал печататься как поэт (стихотворение “Сирота”, “Sirota”, 1920) и как автор рассказов (сборники “У нас”, “U nás”, 1923; “Родина”, “Domov”, 1925). Первый роман - “Желтый дом в Клокоче” (“ZIty dorn v Klokoci”) - вышел в 1927, за ним последовали “Пророчество доктора Станковского” (“Proroctvo doktora Stankovského”, 1930) и “Хлеб” (“Chlieb”, 1931).
   Г. принадлежит к значительным словацким романистам межвоенного периода. Его многообразное творчество, адресованное читателям разных возрастов, охватывает судьбы простых людей и выдающихся личностей. Г. изображает “маленькую” жизнь в ее экзистенциальной значительности и “обычное”, человеческое в гениях. Простейшее часто приобретает в его художественном мире символическое значение, охватывая земное и трансцендентное. Поэтика его ранних произведений подготовила почву для возникновения в словацкой литературе “лиризованной прозы”. К экспрессионизму принято относить прежде всего те романы Г., в которых сильнее выражена проекция его собственной личности. В романе “Иозеф Мак” (“Jozef Мак”, 1933) речь идет о простом человеке, родившемся “в магический час утренних сумерек”, внебрачном ребенке бедной вдовы; он стремится побороть судьбу, прожить полноценную жизнь, и ему удается вырастить двоих детей, своими руками выстроить дом. В замысле романа и в стилистических средствах многое соотносится с экспрессионистским творчеством, как и в более позднем гротескном романе “Писарь Грач” (“Pisar Grác”, 1940), в основе которого также лежит мысль о человеческом страдании и возможности противостоять ему. Это первый ярко выраженный экспериментальный роман в словацкой литературе. Его главный герой - “маленький человек” из провинциального городка. Война разрушила привычный для него мир с устойчивой иерархией ценностей и ему не остается ничего, кроме как замкнуться в своем смятенном сознании, при этом он ведет бесконечные разговоры с умершим человеком, купцом, который отнял у него жену. В близком стилистическом ключе написан и роман “На Буквовом дворе” (“Na Bukvovom dvore”, 1944). В романах Г. большую роль играет тема конфликта поколений - отцов и детей, общественных групп - господ и рабов, постоянны мотивы тени, маски, насильственной смерти, гибельной тоски. Его герои - одинокие люди, ведущие борьбу сами с собой. Их самосознание находится в противоречии с их подсознанием, которое образует в этих романах самостоятельную - часто важнейшую - сюжетную линию. Герои Г. - страдают не только от одиночества, но и от страха, отчуждения, рабской зависимости (в том числе духовной); они подвергаются насилию и испытывают чувство несвободы. С экспрессионизмом писателя роднят многие смысловые и сюжетные константы и его герой-спаситель, пророк, художник (или редкостно одаренный человек), мятежник, мученик, кающийся грешник, провидец нового мира.
   Г. много сил отдавал развитию словацкой культуры. С 1927 он занимал должность секретаря культурно-просветительского общества “Матица Словацкая” (с 1941 возглавлял ее). В 1935-1936 совершил поездку по местам проживания словацких эмигрантов в США (позднее описал ее в книге “Дорогами словацкой Америки”, “Cesta slovenskou Amerikou”, т. 1, 2, 1940). Он продолжал утверждать словацкую культуру и в годы гитлеровского протектората: с 1941 стал руководителем Словацкой Национальной библиотеки, участвовал в создании Словацкой Академии наук, при этом конфликтуя с властями. После 1945 жил в эмиграции (Австрия, Италия, позднее Аргентина), бедствовал, испробовал много разных профессий, в том числе зарабатывал на жизнь как художник (в алтаре церкви Вознесения в Лухане есть образ богоматери, написанный им). К социалистической Чехословакии относился резко отрицательно. С 1956 Г. - председатель Словацкого национального совета за рубежом, в 1957 основал зарубежную “Матицу Словацкую”. Писательскую деятельность он не прерывал. В романе “Андреас Бур Майстер” (“Andreas Bur Majster”, написан и вышел в свет в Риме, 1947-1948, издан в Словакии в 1970) по-прежнему обнаруживаются черты экспрессионистской поэтики. По жанру это поэтическая легенда, в которой рассказывается о сыне скрипичного мастера, сироте, одаренном редким по красоте голосом. Он восстает против Бога, бросая ему высокомерные упреки, теряет все, чем владеет, но нравственно преображается и сам начинает помогать ближним. Однако люди побивают его камнями на пороге церкви. И в других своих романах Г. широко пользуется распространенными в экспрессионизме приемами и изобразительными средствами, в том числе передачей внутренних состояний с помощью метафор и символов, которые в обобщенной форме выражают идею преображения человека. Он строит образы как типизированные, надындивидуальные и, в то же время, как проекции своего внутреннего мира. Роман “Андреас Бур Майстер” заставляет вспомнить тех немецких экспрессионистов-визионеров, которые (как Ф.Верфель*, Р.Зорге*, Э.Барлах* и др.) в своем творчестве переводили чувство протеста в новое духовное пространство личности будущего, отмеченной религиозным чувством и видением “нового человека”*.
   Соч.: NajmladSí Závodsky. Kremnica, 1924; Kremnické povesti. Kremnica, 1925; Sedemnast a sedem mudrosti a ine rozprávky. Kremnica, 1925; Brondove rozprávky. Martin, 1932; Sedem srdc. Kremnica, 1934; Predavaô talizmanov Liberius Gaius od Porta Collina. 1947; Pohár z bruseného skia, 1964; O svojej tvorbe. Dielo III. Bratislava, 1993.
   Лит.: MatuSkaA. Jozef Ciger Hronsky. Bratislava, 1970; StevôekJ. Dejiny slovenského románu. Bratislava, 1989; Matovôik A. Jozef Ciger Hronsky. ¿ivotná drama. Martin, 1995; Smatlák S. Dejiny slovenskej literatúry II. Bratislava, 1999; Batorová M. J.C.Hronsky a moderna. Mytus a mytologia v literature. Bratislava, 2000.
   М. Баторова

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Гронский, Йозеф Цигер" в других словарях:

  • Цигер Гронский Йозеф — (наст. фам. Цигер; 1896–1962) – словац. писатель. Род. в крест. семье. Получил пед. образование. Автор романов «Пророчество доктора Станковского» (1930), «Хлеб» (1931), «Семь сердец» (1934), сб. «Подполянские рассказы» (1932) и др. Наиболее… …   Энциклопедический словарь псевдонимов

  • Hrоnsky, Jozef Cíger —    см. Гронский, Йозеф Цигер …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

Книги

  • Йозеф Мак, Йозеф Цигер-Гронский. С первых строк романа Йозефа Цигера-Гронского "Йозеф Мак" мы оказываемся во власти поэзии. Ведь поэзия - это не обязательно строфы и рифмы, поэзия - это нечто значительно более сложное и… Подробнее  Купить за 330 руб


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.