- Гропиус, Вальтер
- (Gropius, Walter)(18.05.1883, Берлин - 05.07.1969, Бостон, США)немецкий (американский) архитектор. Родился в семье потомственных архитекторов. С 1903 по 1907 изучал архитектуру в Шарлоттенбурге (Берлин) и в Мюнхене. Дебютный проект Г. - жилые дома для сельскохозяйственных рабочих Померании - относится к 1906. В течение двух лет (1908-1910) работал ассистентом у П.Беренса в его берлинской мастерской. Первое крупное сооружение Г. - обувная фабрика “Фагус” (Альфельд, 1911-1916) - уже было первой попыткой воплотить в жизнь генеральную стратегию его деятельности: с одной стороны, подчинить архитектурную форму функции здания, с другой - обнажить структуру постройки (металлический каркас “Фагуса” сплошь обшит стеклянными панелями, которые как бы подвешены к консолям на уровне крыши). В 1911 Г. вступил в “Германский Веркбунд” (“Deutsches Werkbund”), два года спустя (1913) получил золотую медаль за оформление павильона Веркбунда на Всемирной выставке в Генте (Бельгия). Параллельно с архитектурным проектированием он занимался дизайном: с начала 1913 разрабатывал “чистую форму-функцию” легкового автомобиля и спального вагона нового типа. В годы I мировой войны участвовал в военных действиях на Западном фронте. По возвращении с войны сменил Г. Ван де Вельде на посту директора Школы прикладного искусства (Kunstgewerbeschule, Веймар) и объединил ее с Высшей школой изящных искусств (Hochschule für bildende Kunst) под названием Баухауз* (1919). Революционные события заставили его проникнуться утопическими идеями реформирования принципов градостроительства, частично использованных им позднее в деятельности Баухауза. В эти годы он отдал дань экспрессионистскому экспериментированию (памятник павшим в мартовских боях, Веймар, 1923), привлек к совместной работе ряд крупнейших фигур экспрессионистского движения, в том числе, В.Кандинского*, П.Клее*, Л.Файнингера*. В первой программе Баухауза Г., не чуждаясь романтики, призывал архитекторов, скульпторов и живописцев вернуться “назад, к ремеслу”. Вскоре, однако, возникли более органичные для него идеи универсальной деятельности, охватывающей все виды пластических искусств в едином пространстве рациональной эстетики и функционализма. Перед Баухаузом была поставлена задача обеспечить массовое производство дешевых предметов быта (в первую очередь-мебели) и выработать актуальные для крупных городов Германии того времени методы “индустриального строительства” жилья, основой которого Г. считал внедрение стандартных вставных архитектурных конструкций (перекрытий, крыш, стенных массивов). С помощью серийного производства он надеялся достичь полной демократизации общества, в теории он уравнивал функционализм и рационализм с “интернационализмом и социальной революцией”. В 1926 Баухауз перебазировался из Веймара в Дессау, где Г. построил для него комплекс зданий (во главе с административным корпусом - стеклянным параллелепипедом, укрепленным на столбах), “демонстрирующих в своей архитектуре организацию функциональных процессов”. Баухауз Дессау приобрел программное значение для мировой рационалистической архитектуры, но сам Г. остался не вполне доволен постройкой: с его точки зрения она отражала ограниченность функционализма, поскольку “ее материальная структура отвечает лишь строго определенной схеме функционирования без учета возможностей развития”. Этот недостаток архитектор пытался исправить, работая вместе с режиссером Э.Пискатором над проектом здания “тотального театра” (“Totaltheater”, Берлин, 1928), способного допустить любую форму отношений между зрителем и зрелищем (проект остался незавершенным). Позднее Г. участвовал во многих конкурсах экспериментальных по духу проектов, часто утопических (в том числе здания театра в Харькове, 1930; Дворца Советов в Москве, 1931). Необходимый “рост гибкости” архитектуры он увязывал со сменой статической картины мира, “новой концепцией подвижно соотносимых ценностей”. Уволившись с поста директора Баухауза (1928), Г. обратился к архитектуре жилых массивов. В сотрудничестве с М.Брейером он разработал новый “пластинообразный” тип высотного дома и прием “строчной застройки” - когда корпуса домов “высаживаются” параллельными рядами.После прихода к власти нацистов Г. эмигрировал в Англию (1934), где в течение трех лет занимался частной архитектурной практикой в Лондоне. С 1937 он постоянно жил в США (Саут-Линкольн, штат Массачусетс) и руководил (1938-1952) архитектурным отделением в Высшей школе проектирования при Гарвардском университете. Г. во многом способствовал проникновению реалистического стиля в американскую архитектуру, где до рубежа 1920-1930-х преобладало неоклассическое направление. В то же время архитектурный стиль самого Г., особенно в 1950-1960-е (здание посольства США в Афинах, 1961, университетский комплекс в Багдаде, 1962-1968), претерпел обратное влияние американского неоклассицизма, придя таким образом в очевидное противоречие с его прежним опытом. В 1946 архитектор предпринял попытку вернуться на позиции “чистого рационализма” и создал своего рода “американский Баухауз”, анонимно объединившись с группой молодых архитекторов. Однако плоды этого содружества в стилистическом отношении лишь “замутняют кристалл рационалистской идеи начала века” (А.Вуек).Г. внес много новых импульсов в экспрессионистское движение, но в истории архитектуры он остался (наряду с Ле Корбюзье и Л.Мис ван дер Роэ) прежде всего фигурой, символизирующей технический прогресс 1920-1930-х, пионером “серийного мышления”, крупнейшим теоретиком и исполнителем “социального заказа”. Его формула архитектуры XX в. - “техника+функция” - по сей день не утратила своей актуальности.Соч.: Idee und Aufbau des staatlichen Bauhauses. Weimar; München, 1923; Bauhausarbeiten. Dessau; München, 1930; Architektur. Wege zu einer optischen Kultur. Frankfurt а. M.; Hamburg, 1956; Apollo in der Demokratie. Gesammelte Schriften. Mainz; Berlin, 1967.Лит.: 50 Jahre Bauhaus. Ausstellungskatalog. Stuttgart, 1968.Ю.Логинова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.