Гропиус, Вальтер

Гропиус, Вальтер
(Gropius, Walter)
(18.05.1883, Берлин - 05.07.1969, Бостон, США)
   немецкий (американский) архитектор. Родился в семье потомственных архитекторов. С 1903 по 1907 изучал архитектуру в Шарлоттенбурге (Берлин) и в Мюнхене. Дебютный проект Г. - жилые дома для сельскохозяйственных рабочих Померании - относится к 1906. В течение двух лет (1908-1910) работал ассистентом у П.Беренса в его берлинской мастерской. Первое крупное сооружение Г. - обувная фабрика “Фагус” (Альфельд, 1911-1916) - уже было первой попыткой воплотить в жизнь генеральную стратегию его деятельности: с одной стороны, подчинить архитектурную форму функции здания, с другой - обнажить структуру постройки (металлический каркас “Фагуса” сплошь обшит стеклянными панелями, которые как бы подвешены к консолям на уровне крыши). В 1911 Г. вступил в “Германский Веркбунд” (“Deutsches Werkbund”), два года спустя (1913) получил золотую медаль за оформление павильона Веркбунда на Всемирной выставке в Генте (Бельгия). Параллельно с архитектурным проектированием он занимался дизайном: с начала 1913 разрабатывал “чистую форму-функцию” легкового автомобиля и спального вагона нового типа. В годы I мировой войны участвовал в военных действиях на Западном фронте. По возвращении с войны сменил Г. Ван де Вельде на посту директора Школы прикладного искусства (Kunstgewerbeschule, Веймар) и объединил ее с Высшей школой изящных искусств (Hochschule für bildende Kunst) под названием Баухауз* (1919). Революционные события заставили его проникнуться утопическими идеями реформирования принципов градостроительства, частично использованных им позднее в деятельности Баухауза. В эти годы он отдал дань экспрессионистскому экспериментированию (памятник павшим в мартовских боях, Веймар, 1923), привлек к совместной работе ряд крупнейших фигур экспрессионистского движения, в том числе, В.Кандинского*, П.Клее*, Л.Файнингера*. В первой программе Баухауза Г., не чуждаясь романтики, призывал архитекторов, скульпторов и живописцев вернуться “назад, к ремеслу”. Вскоре, однако, возникли более органичные для него идеи универсальной деятельности, охватывающей все виды пластических искусств в едином пространстве рациональной эстетики и функционализма. Перед Баухаузом была поставлена задача обеспечить массовое производство дешевых предметов быта (в первую очередь-мебели) и выработать актуальные для крупных городов Германии того времени методы “индустриального строительства” жилья, основой которого Г. считал внедрение стандартных вставных архитектурных конструкций (перекрытий, крыш, стенных массивов). С помощью серийного производства он надеялся достичь полной демократизации общества, в теории он уравнивал функционализм и рационализм с “интернационализмом и социальной революцией”. В 1926 Баухауз перебазировался из Веймара в Дессау, где Г. построил для него комплекс зданий (во главе с административным корпусом - стеклянным параллелепипедом, укрепленным на столбах), “демонстрирующих в своей архитектуре организацию функциональных процессов”. Баухауз Дессау приобрел программное значение для мировой рационалистической архитектуры, но сам Г. остался не вполне доволен постройкой: с его точки зрения она отражала ограниченность функционализма, поскольку “ее материальная структура отвечает лишь строго определенной схеме функционирования без учета возможностей развития”. Этот недостаток архитектор пытался исправить, работая вместе с режиссером Э.Пискатором над проектом здания “тотального театра” (“Totaltheater”, Берлин, 1928), способного допустить любую форму отношений между зрителем и зрелищем (проект остался незавершенным). Позднее Г. участвовал во многих конкурсах экспериментальных по духу проектов, часто утопических (в том числе здания театра в Харькове, 1930; Дворца Советов в Москве, 1931). Необходимый “рост гибкости” архитектуры он увязывал со сменой статической картины мира, “новой концепцией подвижно соотносимых ценностей”. Уволившись с поста директора Баухауза (1928), Г. обратился к архитектуре жилых массивов. В сотрудничестве с М.Брейером он разработал новый “пластинообразный” тип высотного дома и прием “строчной застройки” - когда корпуса домов “высаживаются” параллельными рядами.
   После прихода к власти нацистов Г. эмигрировал в Англию (1934), где в течение трех лет занимался частной архитектурной практикой в Лондоне. С 1937 он постоянно жил в США (Саут-Линкольн, штат Массачусетс) и руководил (1938-1952) архитектурным отделением в Высшей школе проектирования при Гарвардском университете. Г. во многом способствовал проникновению реалистического стиля в американскую архитектуру, где до рубежа 1920-1930-х преобладало неоклассическое направление. В то же время архитектурный стиль самого Г., особенно в 1950-1960-е (здание посольства США в Афинах, 1961, университетский комплекс в Багдаде, 1962-1968), претерпел обратное влияние американского неоклассицизма, придя таким образом в очевидное противоречие с его прежним опытом. В 1946 архитектор предпринял попытку вернуться на позиции “чистого рационализма” и создал своего рода “американский Баухауз”, анонимно объединившись с группой молодых архитекторов. Однако плоды этого содружества в стилистическом отношении лишь “замутняют кристалл рационалистской идеи начала века” (А.Вуек).
   Г. внес много новых импульсов в экспрессионистское движение, но в истории архитектуры он остался (наряду с Ле Корбюзье и Л.Мис ван дер Роэ) прежде всего фигурой, символизирующей технический прогресс 1920-1930-х, пионером “серийного мышления”, крупнейшим теоретиком и исполнителем “социального заказа”. Его формула архитектуры XX в. - “техника+функция” - по сей день не утратила своей актуальности.
   Соч.: Idee und Aufbau des staatlichen Bauhauses. Weimar; München, 1923; Bauhausarbeiten. Dessau; München, 1930; Architektur. Wege zu einer optischen Kultur. Frankfurt а. M.; Hamburg, 1956; Apollo in der Demokratie. Gesammelte Schriften. Mainz; Berlin, 1967.
   Лит.: 50 Jahre Bauhaus. Ausstellungskatalog. Stuttgart, 1968.
   Ю.Логинова

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Гропиус, Вальтер" в других словарях:

  • Гропиус Вальтер —         (Gropius) (1883 1969), немецкий архитектор и теоретик архитектуры. Один из основоположников архитектуры функционализма. Учился в Высших технических школах Берлина и Мюнхена (1903 07), а 1907 10 ассистент П. Беренса. Гропиус стремился к… …   Художественная энциклопедия

  • Гропиус Вальтер — (Gropius) (1883 1969), немецкий архитектор, дизайнер и теоретик архитектуры. Основоположник функционализма, разрабатывал рационалистические принципы в архитектуре и дизайне. Основатель и директор (1919 28) «Баухауза». С 1937 работал в США. Создал …   Энциклопедический словарь

  • Гропиус, Вальтер — Вальтер Гропиус Walter Gropius …   Википедия

  • Гропиус Вальтер — Вальтер Гропиус Walter Gropius Годы жизни Гражданство Германия Дата рождения 18 мая 1883 …   Википедия

  • Гропиус Вальтер — Гропиус (Gropius) Вальтер (18.5. 1883, Берлин, ≈ 5.7.1969, Бостон, Массачусетс, США), немецкий архитектор и теоретик архитектуры. Один из основоположников функционализма, последовательно разрабатывавший принципы рационализма в архитектуре. Учился …   Большая советская энциклопедия

  • Гропиус, Вальтер — ГРОПИУС (Gropius) Вальтер (1883 1969), немецкий архитектор, дизайнер и теоретик архитектуры. Основоположник функционализма, разрабатывал рационалистические принципы в архитектуре и дизайне. Основатель и директор (1919 28) “Баухауза”. С 1937… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ГРОПИУС Вальтер — (Gropius, Walter) (1883 1969), немецкий архитектор, один из основоположников функционализма, основатель знаменитой школы Баухауз. Родился 18 мая 1883 в Берлине, учился в Высших технических школах в Берлине и Мюнхене. Огромное значение для его… …   Энциклопедия Кольера

  • Гропиус, Вальтер — (Gropius), (1883 1969), выдающийся немецкий архитектор, теоретик архитектуры, один из основоположников функционализма, последовательно разрабатывавший принципы рационализма в архитектуре. Покинул Германию после прихода нацистов к власти. Родился… …   Энциклопедия Третьего рейха

  • Гропиус — Гропиус, Вальтер Вальтер Гропиус Walter Gropius Годы жизни …   Википедия

  • Вальтер Гропиус — Walter Gropius Годы жизни Гражданство Германия Дата рождения 18 мая 1883 …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»