- Грос, Георг
- (Джордж)(Grosz, George)(26.07.1893, Берлин, - 06.07.1959, Западный Берлин)немецкий график и живописец. Родился в семье масонов. Учился в дрезденской Академии художеств (1909-1911) и в берлинской Школе прикладного искусства (1912-1916). В 1914-1915 и в 1917-1918 воевал на фронтах I мировой войны. В 1918 один из инициаторов движения “Дада” в Германии, в 1924-1932 активно участвовал в выставках революционных немецких художников.Г. начинал как живописец в Дрездене, а с 1912 в Берлине находился под воздействием мастеров “Брюкке”*. Считая свою подготовку живописца недостаточной, он посещал также занятия в Академии Ф.Коларосси в Париже (1913) и попутно имел возможность ознакомиться с работами лидеров европейского авангарда. Экспрессионистский период в творчестве Г. по времени совпал с годами I мировой войны. В его ранних картинах (“Ноктюрн” и “Улица”, обе 1915) ощущаются настроение полотен Э.Л.Кирхнера* и размашистая техника письма К.Шмит-Ротлуфа*, но уже с 1916 живописец приходит к индивидуальной манере, своеобразно используя также формальные приемы живописи итальянских футуристов и художников “Дада” в передаче пространственной и ритмической структуры композиций (“Авантюрист”, “Der Abenteurer”, 1916; “Германия - Зимняя сказка”, “Deutschland, ein Wintermärchen” и “Похороны” (“Посвящение Оскару Паницце”), “Begräbnis” (“Widmung an Oskar Panizza”), обе 1917-1919. Специфика мироощущения молодого художника - в резком неприятии современного человеческого общества как толпы, подчиненной в своем безумии только патологическим инстинктам (“Сити”, “City”, и “Метрополис”, “Grosstadt”, обе 1917-1919). В мизантропии Г. тех лет нет места социально-критическому анализу или какой-либо альтернативной идее, и в этом он расходится не только с Ф.Марком*, но и с близкими ему О.Диксом* и Л.Майднером*, ощущавшими сходный ужас перед современностью. Близкую оценку обществу можно обнаружить и в литературных эссе Г. того времени: “Человек отвратителен. Он - животное. Он построил плохой мир, необходимо его изменить” (“Вместо биографии”, 1920).Типичным для живописи Г. в 1910-х остается мозаичное использование насыщенных красного, лимонного, коричневого и черного цветов, а также предпочтение диагонали (или пересечения двух диагоналей) в качестве композиционной доминанты полотна (“Авантюрист” и “Германия - Зимняя сказка”). Пространство при этом оказывается как бы спрессованным, “коллажным”, то есть трудно координируемым зрительно. Картины “Сити” и “Похороны” тематически и композиционно предвещают появление фантасмагорических пророчеств Х.Грундига 1930-х, а в решении полотна “Джон - убийца женщин” (“John, der Frauenmörder”) узнается образный язык М.Шагала.В 1918 Г. вступает в КПГ и становится социально ориентированным графиком-карикатуристом. Его новый стиль выглядит уже полностью свободным от стилевых признаков экспрессионизма, футуризма и дадаизма. Вполне возможно воздействие на художника в данный период мастеров социальной карикатуры Мюнхенского журнала “Симплициссимус” (Т.Хайне, Б.Пауль, Э.Орлик), однако мнение самого Г. на этот счет оказывается иным. “Я копировал "фольклорные" рисунки в писсуарах, ибо они казались мне самым прямым и лаконичным выражением очень сильных чувств. Привлекали меня и детские рисунки той же однозначностью выражения. Так постепенно я выработал тот острый, как лезвие ножа, стиль, какой необходим был для зарисовок, рожденных моим чувством неприятия людей в те годы” (“Искусство в опасности”, 1925). Соответственно воинствующей оказалась и новая творческая позиция Г., особенно по отношению к представителям артистической богемы Берлина конца 1910-х. “Что такое весь ваш творческий индифферентизм и ваша абстрактная болтовня о безвременье, как не смешная и бесполезная спекуляция на вечности? Ваши кисти, ваши перья должны быть оружием, - а они лишь пустые соломинки. Покиньте же ваши кельи, покончите с вашей изоляцией и проникнитесь идеями трудящегося человечества”.Самохарактеристика собственного нового стиля (“острый, как лезвие ножа”) отражает силу воздействия рисунков Г. на зрителя с конца 1910-х, хотя многие из них выглядят статичными. В 1918 художник был обвинен в оскорблении германской армии и даже привлечен к военно-полевому суду за публикацию своих антимилитаристских рисунков в прессе Берлина и Мюнхена. Шедеврами немецкого критического реализма послевоенного периода стали графические серии “С нами Бог”, “Gott mit uns” (1920), “В тени”, “Im Schatten” и “Лицо господствующего класса”, “Das Gesicht der herrschenden Klasse” (обе 1921), “Разбойники”, “Die Räuber” (1922), “Ecce Homo” (1923), изданные В.Херцфельде в издательстве “Малик”*. В живописи социально-критическая тема оказалась претворенной в большом полотне “Столпы общества”, “Stützen der Gesellschaft” (1925-1926). В 1920-е Г. создал также ряд превосходных портретов в стиле “новой вещественности”*, в том числе портрет поэта Макса Германа-Нейссе* (1925).В 1933 Г. эмигрировал в США, где ему было предоставлено гражданство (1938). В 1941-1942 он преподавал в Школе искусств при Колумбийском университете и активно занимался живописью, вернувшись к типично экспрессионистской манере самовыражения (“Апокалиптический ландшафт”, “Apokalyptische Landschaft”, 1937). Контекст содержания его поздних картин эсхатологический, объяснимый чувством усталости и пессимизма художника, пережившего две мировые войны, уничтожение многих своих полотен нацистами, разочарование в марксизме, и не приемлющего темы и методы новейшего американского искусства (“Я стараюсь создавать такие же "законченные" картины, как у некоторых художников Средневековья, с которыми я чувствую больше сродства, чем с современными экспериментаторами”, 1946).В 1951 Г. совершил длительную поездку по Европе (Франция, Германия, Швейцария, Италия, Голландия); в 1954 недолго жил в Гамбурге и Берлине. В Германию вернулся незадолго до смерти, после избрания его действительным членом Академии художеств Западного Берлина (1958).Произв.'. (живопись): “Улица”, “Die Straße”, 1915; “Любовный недуг”, “Der Liebeskranke”, 1916; “Портрет поэта Макса Германа-Нейссе”, “Bildnis des Dichters Мах Hermann-Neiße), 1925; “Бенгальская ночь”, “Bengalische Nacht”, 1926; “Ноктюрн” (“Ночной пейзаж”), “Nocturno”, 1928; “Это я! Я всегда была здесь!”, “Ich, ich war immer da!”, 1942; “Яма”, “Die Grube”, 1946; “Домой”, “Heimwärts”, 1947.Лит.: Bittner H. George Grosz. Werke. Köln, 1961; Katalog der Georg-Grosz-Ausstellung der Akademie der Künste. Westberlin; Dortmund; London, 1962-1963; Lang L. George Grosz. Berlin, 1967; George Grosz / Hg. P.K.Schuster. Berlin; New York, 1995; Георг Гросс-Виланд Херцфельде. Искусство в опасности. М.; Л., 1926; Георг Гросс. Мысли и творчество. М., 1975.Ю. Маркин
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.