- Грушовский, Ян
- (Hrušovský, Jan)(04.02.1892, Нове Место над Вагом, Австро-Венгрия - 07.03.1975, Братислава, Чехословакия)словацкий писатель, критик, журналист. Родился в семье адвоката. Окончил торговое училище, работал банковским клерком, бухгалтером. Сотрудничал в редакциях ряда газет и журналов (в Кошице и Мартине), после двух лет учения в Италии (1920-1921) - корреспондент при чехословацком посольстве в Риме. В 1921-1924 - редактор братиславской газеты “Словенски денник” (“Slovensky denník”, “Словацкая газета”), с 1925 по 1941 - газеты “Словенска политика” (“Slovenská politika”, “Словацкая политика”) в Братиславе и Жилине (в 1939-1941 - главный редактор). В 1941-1944- служащий Управления пропаганды; с 1946 по 1956 - редактор журнала “Слобода” (“Sloboda”, “Свобода”).Начав с публикаций фельетонов, статей, небольших рассказов и жанровых зарисовок из жизни студенчества и ремесленников, Г. приобрел известность книгой “Из времен мировой войны” (“Zo svetovej vojny”, 1919), которая написана в манере, тяготеющей к экспрессионизму. Книга насыщена острой критикой милитаризма, контрастами трагического и абсурдного, вниманием к “пограничным” зонам человеческого сознания. Отзвуки экспрессионизма ощущаются в сборниках рассказов “Мадонна Помпилия” (“Pompiliova Madona”, 1923), “Домовой и другие рассказы” (“Zmok a iné poviedky”, 1925), “Долороса” (“Dolorosa”, 1925), сюжеты которых основаны главным образом на воспоминаниях о детстве и годах, прожитых в Италии. Роман “Мужчина с протезом” (“Muz s protézou”, 1925), написанный в форме дневниковых записей офицера, ожидающего отправки на фронт, вошел в словацкую литературу как “проявление чисто экспрессионистского субъективизма” (Я.Штевчек). Ощущение изолированности, какое испытывает “человек с протезом вместо сердца”, чувство ужаса, внушаемого обществом, где “все рушится и исчезает”, спор духа и тела, мотивы демонизма, власти роковых сил и смерти, в той или иной степени будут варьироваться в последующем творчестве писателя, в частности, в романе “Петр Павел на пороге нового мира” (“Petr Pavel na prahu nového sveta”, 1930), посвященном событиям конца I мировой войны на австрийско-итальянском фронте. С этой войной связаны также роман “Франц Фердинанд” (“FrantiSek Ferdinand”, 1935), документально-художественное повествование “Заговор против мира” (“Sprisahanie proti svetu”, 1942), роман “Катастрофа” (“Pohroma”, 1962). Г. известен и как автор произведений исторического и детективно-приключенческого жанра (“Яношик”, “JánoSík”, 1933; “Призрак”, “Prízrak”, 1941; “Поход Ракоци”, “Rákócziho pochod”, 1968). Проблемам современной жизни Словакии посвящен роман “Два железных двора” (“Dva zelezné dvory”, 1938). В сборниках новелл “Карьера” (“Kariéra”, 1961), “Причудливые рассказы” (“Rozmarne poviedky”, 1974) наряду с традиционными для автора мотивами находит свое место проблематика, связанная с осуждением социального произвола фашизма. Традиция экспрессионистической прозы получила отзвук в книгах-воспоминаниях о существовании беднейших слоев словацкого народа “Старый Мартин в жизни общества и людей” (“Stary Martin v zivote a TucToch”, 1947) и “Это случилось в нашем городке” (“Stalo sa v naSom mesteöku”, 1957), в книге рассказов “Волшебный ключ” (“Carovny kl'uc”, 1966).Соч.: Búrka nad Devínom. 1936; Verny hrdina. 1936; Neuveritelny pripad dr. Gallusa. 1938; Umelci a bohémi. 1963; Javorovy general. 1968; Ruze a trón. 1969; Povest' o dvoch zeleznych dvoroch. 1972; Pripad poruönika Seeborna. 1976.Лит.: GregorecJ. Vyboje prózy. Bratislava, 1962; Truhláf B. Literárny profil Jána HruSovského // Slovenská literatura. 1972; Okáli D. Vyboje a súboje. Bratislava, 1973; Petrík V. Hodnoty a podnety. Bratislava, 1980; StevôekJ. Dejiny slovenského romanu. Bratislava, 1989.Р. Филипчикова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.