Гютерсло, Альберт Парис


Гютерсло, Альберт Парис
(Gütersloh, Albert Paris)
(псевдоним; настоящие имя и фамилия Китрайбер, Альберт Конрад, Kiehtreiber, Albert Konrad, 05.02.1887, Вена, Австро-Венгрия - 16.05.1973, Баден близ Вены, Австрия)
   австрийский художник, актер, писатель, издатель, эссеист. Родом из мелкобуржуазной семьи; учился в католических монастырских школах, собираясь стать священником; затем получил актерскую подготовку и в 1906-1911 играл (под псевдонимом Альберт Маттеус, Albert Matthäus) в театрах Вены, Мюнхена и Берлина (у М.Рейнгардта), работал режиссером, обучался художественным ремеслам и живописи в Вене (у Г.Климта) и в Париже в 1912 (у М.Дени); участвовал в художественных выставках с 1909. В 1914 Г. пошел на фронт добровольцем, после тяжелого заболевания работал в военном пресс-центре, познакомился с Г. фон Гофмансталем, Р.Музилем, X.Баром и X. фон Додерером.
   В историю австрийского экспрессионизма Г. вошел прежде всего как автор одного из первых экспрессионистских романов “Танцующая дура” (“Die tanzende Тоrin”, 1909, опубликован в 1911, доработанное издание 1913). Основной сюжет романа разыгрывается в литературно-художественных салонах, затем в богемной среде Вены, куда попадает восемнадцатилетняя Рут, дочь богатого берлинца, испытывающая пределы своей эротической власти над мужчинами, но не отдаваясь им. Рут “сублимирует” свою сексуальность в чувственные беседы, хотя втайне ждет, что найдется мужчина, который влюбится в нее всерьез, отбросив всякие салонные игры. Но этого не происходит, и ложь извращенных (то есть подавленных) сексуальных вожделений “торжествует до конца романа, а вместе с ней и лживая девственность, поскольку она относится лишь к чисто физическому аспекту проблемы” (Х.Ленерт). В образе Рут (ее прототипом была американская танцовщица Рут Деннис, пользовавшаяся большой популярностью в Европе и особенно в Вене в начале XX в.) Г. отвергает декадентское искусство конца XIX в., развенчивая в том числе и югендстиль, которому он и сам был во многом обязан как художник. Герои романа знают Ницше и Вайнингера, Фрейда и Метерлинка, Родена, Рильке и Кокошку*. С экспрессионизмом роман связывает перенасыщенный метафорами образный язык и проступающее сквозь критику современного общества и его культуры стремление прорваться к очеловеченной, чувственно раскрепощенной жизни. В качестве духовного проводника Г. предлагает возрожденную веру в Бога (обновленный католицизм). Роман был высоко оценен Ф.Пфемфертом* в журнале “Акцион”*, хотя не нашел широкого отклика у читателя. В 1918-1919 Г. издавал совместно с Францем Бляйем журнал “Реттунг”*, в котором наглядно выразилась сущность экспрессионистского “активизма” в его австрийской разновидности: резкая критика буржуазного общества, его моральных норм и институтов, абстрактные призывы к духовному “прорыву” во внебуржуазное будущее - и в то же время решительное неприятие конкретных революционных действий. Журнал “последовательно проводил пацифистскую, антибуржуазную программу, призывавшую к обновлению христианства и очеловечиванию пролетариата” (А.Валлас).
   В последующем литературном творчестве Г. связи с экспрессионизмом постепенно ослабевают, но не утрачиваются совершенно; их можно выявить опосредованно как сверхзадачу автора - “прохождение через неизведанную заросль человеческой души” из авторского послесловия к роману “Легендарная личность”, “Eine sagenhafte Figur”, 1946. В этом же ключ к таким романам как “Лжец среди граждан” (“Der Lugner unter Burgern”, 1913-1915, опубликован 1922); “Innozenz, или Смысл и проклятие невинности” (“Innozenz oder Sinn und Fluch der Unschuld”, 1914, опубликован 1922; премия Т.Фонтане); “Солнце и Луна. Исторический роман из современности” (“Sonne und Mond. Ein historischer Roman aus der Gegenwart”, 1962), и др., а также к рассказам, эссе, мемуарам. Сюжет и фабула начинают играть в прозе Г. не только второстепенную, но сугубо фиктивную роль, основой действия становится художественный язык, который - словно бы совершенно независимо от автора - диктует свои собственные условия и сюжетные повороты, из причудливой мозаики которых возникает необычайно емкая картина духовной реальности Австрии первой половины XX в.
   Своеобразие места Г. в австрийском экспрессионизме определяется тем, что его мировоззренческие и эстетические установки уже в относительно ранние годы подразумевали преодоление экспрессионизма как эстетического “бунта” и предлагали свой, оригинальный, вариант трансформации экспрессионистских новаций в последующую эпоху (эссе “Истолкование экспрессионизма. По поводу 49-й выставки венского Сецессиона”, “Deutung des Expressionismus. Anlässlich der 49. Ausstellung der Wiener Sécession”, 1918). Исходя из своего понимания пережившего I мировую войну общества, основанного на “фанатической дружбе различий и на немыслимо возросшей интенсивности жизни”, Г. полагал, что экспрессионизм призван выразить противоречивую сущность этого общества новыми художественными средствами, позволяющими преодолеть распад художественной формы, связанный с распадом внутренней цельности и самоидентичности личности. Г. принимал “новое общество” как неизбежную данность и разрабатывал “движущуюся поэтику”, которая должна была отразить неустойчивость жизни и самой человеческой личности с помощью неустойчивости формы, непрерывно разрушаемой и снова воссоздаваемой. Основная роль в “движущейся поэтике” отводится языку, который из средства воплощения сюжета становится главным “распорядителем”, диктующим сюжет. С помощью подобной поэтики сюжет и картина мира становятся по существу статичными, сам же язык обретает динамику и подвижность. Эстетические и художественные поиски Г. во многом предваряли дальнейшие пути австрийской литературы: X. фон Додерер считал его своим учителем (“Der Fall Gütersloh”, 1930). В дальнейшем на первый план в творчестве Г. снова выходит живопись. Он подолгу жил на юге Франции, дважды получал в Париже художественные премии, в 1929 стал профессором Академии изобразительных искусств в Вене, откуда был уволен нацистами в 1938, но снова принял эту должность после II мировой войны, а в 1953-1955 был ее ректором. В живописи он был “духовным отцом Венской школы фантастического реализма” (А.Брауэр, Е.Фукс, В.Хуттер, А.Лемден), поздней австрийской разновидности сюрреализма.
   В литературе Г. стал покровителем Венской группы писателей-авангардистов (Ф.Ахляйтнер, Х.К.Артман, К.Байер, Г.Рюм, О.Винер). В 1952 он получил Государственную премию Австрии (Grosser Österreichischer Staatspreis) за достижения в изобразительном искусстве; в 1962 - за достижения в области литературы.
   Соч.: Paradiese der Liebe. Aus unveröffentlichten Schriften. Wien, 1972; Beispiele. Schriften zur Kunst. Wien; München, 1977; Heimito von Doderer- Albert Paris Gütersloh. Briefwechsel 1928-1962. München, 1986.
   Лит.: A.P.Gütersloh. Autor und Werk/ Hg. H.R.Hutter. München, 1962; Trommler F. Roman und Wirklichkeit. Eine Ortsbestimmung am Beispiel von Musil, Broch, Roth, Doderer und Gütersloh. 1966; Thurner F. A.P.Gütersloh. Studien zu seinem Romanwerk. Bern, 1970; Allegorie und Eros. Texte von und über A.P.Gutersloh / Hg. J.Adler. München; Zürich, 1986; Storch U. Zwischen den Worten liegen alle anderen Künste (Diss.). Wien, 1995.
   А. Гугнин

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Гютерсло, Альберт Парис" в других словарях:

  • Гютерсло Альберт Парис — (Gütersloh), настоящая фамилия Китрайбер (Kiehtreiber) (1887 1973), австрийский писатель и живописец. В романе «Солнце и луна» (1962)  католическая интерпретация современной истории в символической форме. Как живописец работал в духе «новой… …   Энциклопедический словарь

  • ГЮТЕРСЛО Альберт Парис — ГЮТЕРСЛО (Gütersloh) Альберт Парис (наст. имя Альберт Конрад Китрайбер, Kiehtreiber) (1887—1973), австрийский писатель. Ром. «Танцующая идиотка» (1913), «Лжец среди граждан» (1922), «Легендарная фигура» (1946), «Солнце и лупа» (1962),… …   Литературный энциклопедический словарь

  • ГЮТЕРСЛО (Gutersloh) Альберт Парис — (наст. фам. Китрайбер Kiehtreiber) (1887 1973), австрийский писатель и живописец. В романе Солнце и луна (1962) католическая интерпретация современной истории в символической форме. Как живописец работал в духе новой вещественности …   Большой Энциклопедический словарь

  • Гютерсло А. П. — ГЮ́ТЕРСЛО (Gütersloh) Альберт Парис (наст. фам. Китрайбер, Kiehtreiber) (1887–1973), австр. писатель и живописец. В ром. Солнце и луна (1962) – католич. интерпретация совр. истории в символич. форме. Как живописец работал в духе новой… …   Биографический словарь

  • Gütersloh Albert Paris — Гютерсло Альберт Парис (1887 1973) поэт, прозаик, живописец. Президент Арт клуба, один из основоположников Венской школы Фантастического реализма. Литературой занимался в свободное от живописи время. Однако хобби живописца было суждено стать… …   Австрия. Лингвострановедческий словарь

  • Список художников —   Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы.   Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии …   Википедия

  • Художники А —       Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы.   Данное предупреждение не устанавл …   Википедия

  • Художники В —       Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы.   Данное предупреждение не устанавл …   Википедия

  • Художники Г —       Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы.   Данное предупреждение не устанавл …   Википедия

  • Художники Д —       Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы.   Данное предупреждение не устанавл …   Википедия


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.