Дёблин, Альфред

Дёблин, Альфред
(Döblin, Alfred)
(псевдоним: Линке Поот, Linke Poot, 10.08. 1878, Штеттин, ныне Щецин, Польша - 26.06.1957, Эммендинген под Фрайбургом, ФРГ)
    немецкий романист, драматург, эссеист. Сын владельца пошивочной мастерской. С 1900 изучал медицину и философию в Берлинском и Фрайбургском университетах, с 1905 был врачом в Регенсбурге и Берлине, позднее, в годы I мировой войны жил в Эльзасе. Сооснователь и сотрудник журнала “Штурм”* (с 1910). В 1918 вступил в Независимую социалистическую партию Германии. В 1924 стал первым председателем Союза защиты немецких писателей.
   Д. обладал мощным эпическим даром. Один из зачинателей экспрессионистской прозы, он вместе с тем отрицал ее необузданную субъективность и абстрактность. Не удовлетворял его и психологический реализм, снимавший, по его мнению, слишком тонкий слой с реальности. Творчество Д. представляло в экспрессионизме интерес к материи жизни, к трансформированной предметности, способной выразить и самое широкое, абстрактное содержание. В экспрессионистской манере написаны: повесть “Убийство одуванчика” (“Die Ermordung einer Butterblume”, 1904, опубликована в журнале “Штурм” 1910), еще содержащая элементы импрессионизма и югендстиля; романы “Три прыжка Ван Луня” (“Die drei Sprünge des Wanglun”, 1915); “Борьба Вадцека с паровой турбиной” (“Wadzeks Kampf mit der Dampfturbine”, 1918); исторический роман “Валленштейн” (“Wallenstein”, 1920); утопический роман “Горы, моря и гиганты” (“Berge, Meere und Giganten”, 1924). Произведение должно было, по убеждению Д., оставаться нейтральным сообщением, представляющим, а не описывающим и не истолковывающим действительность. Именно так он хотел передать трагические конфликты, с которыми сталкивается человек во враждебном мире - его включенность в биологическую, социальную, космическую реальность, законам которой он в то же время безнадежно пытался противостоять. Острее и раньше других немецких романистов Д. осознал значение масс как движущей силы истории. Однако образ массы в его романах имел и другой смысл: он нагляднее, чем отдельная судьба, демонстрировал подвластность человека общим законам. Роман “Три прыжка Ван Луня” (премия им. Фонтане) посвящен одному из многочисленных религиозно-оппозиционных движений в Китае XVIII в. Герой - бедняк Ван Лунь и его сторонники исповедуют идеи непротивления злу и, не преследуя никаких политических целей, оказывают помощь больным. Напряжение в романе, лишенном интриги, создается не только противостоянием двух политических сил, приведшим в итоге к разгрому движения, но и пульсацией человеческой массы. Ее взволнованность или спокойствие, энергия или инертность перемежаются в романе, как вдох и выдох, создавая ритм произведения, основанный, как и в самой природе, на чередовании противоположностей. “Мы включены, - писал Д. в натурфилософской книге “Наше бытие” (“Unser Dasein”, 1933),- в гораздо более стабильный порядок, чем он рисуется нашему воображению”. Противостояние внутреннего и внешнего оставалось главной художественной коллизией в его произведениях. Таков его вариант экспрессионистского космизма.
   Вершина творчества Д. - роман “Берлин, Александерплац. История Франца Биберкопфа” (“Berlin, Alexanderplatz. Die Geschichte vom Franz Biberkopf”, 1929). Книга погружает читателя в гущу городской - бытовой, социальной, политической, криминальной действительности. Герои, как в “Трехгрошовой опере” Б.Брехта*, - грабители, воры, сутенеры. “Берлин, Александерплац” создавался незадолго до прихода к власти нацизма. Атмосфера города передана не только в шумных политических митингах и разгуле преступности, но и во всеобщем хаосе, мельтешении подробностей, в перебивающих друг друга голосах людей. Роман содержал черты “новой деловитости”* (“новой вещественности”), техники “потока сознания” Джойса и монтажа Дос Пассоса*. Сам же Д. считал себя в большей степени обязанным экспрессионистским истокам своего творчества (монтаж, смены перспективы, чувственное восприятие жизни, включавшее не только зрительные, цветовые, но и звуковые впечатления). Техника “потока сознания” позволяла показать столкновение внутреннего и внешнего в сознании человека, а монтаж втянул в калейдоскоп романной действительности десятки персонажей и бесчисленные приметы немецкой столицы в канун кризиса 1929 года. Вместе с тем, это роман философский, призванный обнажить, как это свойственно экспрессионизму, скрытую суть вещей. “Большой” композиционный монтаж доносит до читателя так строго изгонявшуюся раньше автором “лирику”.
   В 1933 Д. эмигрировал в Швейцарию, потом во Францию (Париж), в 1940 бежал через Испанию и Португалию в США, жил в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе.
   В написанном в эмиграции романе “Пощады не будет” (“Pardon wird nicht gegeben”, 1935, русский перевод “Пощады нет”) на материале недавней классовой борьбы в Германии раскрывается внутреннее опустошение молодого героя, перешедшего на сторону буржуазии. В монументальной южноамериканской трилогии “Амазония” (“Amazonas”, опубликована 1937-1948): “Страна без смерти” (“Das Land ohne Tod”), “Синий тигр” (“Der blaue Tiger”), “Новый девственный лес” (“Der neue Urwald”), - отразилась новая мировоззренческая концепция Д., который в 1941 принял католичество. На фоне завоевания Южной Америки португальскими и испанскими конкистадорами и порабощения коренного индейского населения в трилогии повествуется о деятельности основанной в Парагвае в XVII в. иезуитской республики, построенной на коммунитарных принципах. Немецкой революции посвящена тетралогия “Ноябрь 1918” (“November 1918. Eine deutsche Revolution”): “Граждане и солдаты” (“Bürger und Soldaten”), “Народ, который предали” (“Verratenes Volk”, оба 1938), “Возвращение солдат с фронта” (“Heimkehr der Fronttruppen”, 1949), “Карл и Роза” (“Karl und Rosa. Eine Geschichte zwischen Himmel und Erde”, 1950).
   В 1945 Д. вернулся в Германию, жил в Баден-Бадене, потом в Майнце. Издавал литературный журнал “Дас гольдене тор” (“Das goldene Tor”, 1946-1951), был одним из основателей и вице-президентом Майнцской академии наук и литературы. В 1953 переехал во Францию.
   Последний роман Д. “Гамлет, или Длинная ночь подходит к концу” (“Hamlet oder Die lange Nacht nimmt ein Ende”, написан в 1945-1946, опубликован в 1956 в ГДР) - это роман-расследование, который ищет ответ на вопрос: “Существует ли человек?” Демонстрируя изменчивость и неустойчивость личности, писатель проводит своих персонажей через страдания, показывая, на что способен человек в крайних ситуациях. Прежний способ отражения жизни в ее сиюминутной непосредственности сменился в последнем романе традиционным, гораздо более безыскусным и неторопливым повествованием. Железным законам жизни противостоит тайна человеческой личности.
   Один из значительных новаторов и экспериментаторов в области романной формы, Д. неоднократно стремился также теоретически осмыслить само понятие жанра и структуры романа XX в. (“Авторам романов и их критикам”, “An Romanautoren und ihre Kritiker”, 1913; “Заметки о романе”, “Bemerkungen zum Roman”, 1917; “Построение эпического произведения”, “Der Bau des epischen Werks”, 1929). Законы экспрессионистской эстетики оставались - в той или иной степени - плодотворными для писателя вплоть до начала 1930-х.
   Соч.: Ausgewählte Werke/ Hg. W.Muschg, A.W.Riley. 23 Bde. Olten-Freiburg im Breisgau, 1960-1986; Werke in 33 Bdn. Stuttgart, 1987 ff.; Берлин, Александерплац. Повесть о Франце Биберкопфе. М., 1961; Три прыжка Ван Луня. М., 2006.
   Лит.: PeitzW. Alfred Döblin Bibliographie 1905-1966. Freiburg im Breisgau, 1968; Huguet L. Bibliographie Alfred Döblin. Berlin und Weimar, 1972; Döblin im Spiegel der zeitgenossischen Kritik/ Hg. I.Schuster und I.Bode. München, 1973; Materialien zu Alfred Döblins “Berlin Alexanderplatz”. Hg. M.Prangel. Frankfurt a. M., 1975; Links R. Alfred Döblins Leben und Werk. Berlin, 1976; Prangel M. Alfred Döblin. Stuttgart, 1987; Mutschier F. Alfred Döblin. Frankfurt a. M., 1993; Альфред Дёблин // Павлова H. Типология немецкого романа. М., 1982.
   Н.Павлова

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Дёблин, Альфред" в других словарях:

  • Дёблин Альфред — (DÖblin) (1878 1957), немецкий писатель. В 1933 45 в антифашистской эмиграции; в 1955 по политическим мотивам уехал из ФРГ во Францию. Романы: мистико философский в духе экспрессионизма «Три прыжка Ван Луня» (1915), социально критический «Берлин …   Энциклопедический словарь

  • Дёблин, Альфред — Альфред Дёблин Alfred Döblin …   Википедия

  • Дёблин Альфред — Почтовая марка ГДР, посвящённая А. Дёблину, 1978, 15 пфенингов (Михель 2338, Скотт 1928) Альфред Дёблин (нем. Alfred Döblin, 10 августа 1878, Штеттин, Померания, Германия  26 июня 1957, Эммендинген, Баден Вюртемберг)  немецкий писатель.… …   Википедия

  • Дёблин Альфред — Дёблин (Döblin) Альфред (10.8.1878, Штеттин, ‒ 28.6.1957, Эммендинген), немецкий писатель. Представитель немецкого экспрессионизма, Д. написал мистико философский роман «Три прыжка Ван Луна» (1915), исторический роман «Валленштейн» (1920),… …   Большая советская энциклопедия

  • ДЁБЛИН Альфред — ДЁБЛИН (Döblin) Альфред (1878—1957), немецкий писатель, публицист. С 1933 в эмиграции. Ром. «Три прыжка Ван Луня» (филос.; 1915), «Горы, моря и гиганты» (утопич.; 1924), «Берлин, Александерплац» (1929, п. 1935), «Пощады нет» (1935, п. 1937) …   Литературный энциклопедический словарь

  • Дёблин — Дёблин, Альфред Почтовая марка ГДР, посвящённая А. Дёблину, 1978, 15 пфенингов (Михель 2338, Скотт 1928) Альфред Дёблин (нем. Alfred Döblin, 10 августа 1878 …   Википедия

  • Кубин Альфред — Альфред Кубин Альфред Кубин (Альфред Леопольд Изидор Кубин, нем. Alfred Leopold Isidor Kubin; 10 апреля 1877, Литомержице, Богемия  20 августа 1959, Вернштайн на Инне)  австрийский график, писатель и книжный иллюстратор. Биог …   Википедия

  • Лихтенштейн, Альфред (писатель) — Альфред Лихтенштейн Alfred Lichtenstein …   Википедия

  • Кубин, Альфред — Альфред Кубин Дата рождения: 10 апреля 1877(1877 04 10) Место рождения: Литомержице (Чехия …   Википедия

  • Альфред Дёблин — …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»