- Дёблин, Альфред
- (Döblin, Alfred)(псевдоним: Линке Поот, Linke Poot, 10.08. 1878, Штеттин, ныне Щецин, Польша - 26.06.1957, Эммендинген под Фрайбургом, ФРГ)немецкий романист, драматург, эссеист. Сын владельца пошивочной мастерской. С 1900 изучал медицину и философию в Берлинском и Фрайбургском университетах, с 1905 был врачом в Регенсбурге и Берлине, позднее, в годы I мировой войны жил в Эльзасе. Сооснователь и сотрудник журнала “Штурм”* (с 1910). В 1918 вступил в Независимую социалистическую партию Германии. В 1924 стал первым председателем Союза защиты немецких писателей.Д. обладал мощным эпическим даром. Один из зачинателей экспрессионистской прозы, он вместе с тем отрицал ее необузданную субъективность и абстрактность. Не удовлетворял его и психологический реализм, снимавший, по его мнению, слишком тонкий слой с реальности. Творчество Д. представляло в экспрессионизме интерес к материи жизни, к трансформированной предметности, способной выразить и самое широкое, абстрактное содержание. В экспрессионистской манере написаны: повесть “Убийство одуванчика” (“Die Ermordung einer Butterblume”, 1904, опубликована в журнале “Штурм” 1910), еще содержащая элементы импрессионизма и югендстиля; романы “Три прыжка Ван Луня” (“Die drei Sprünge des Wanglun”, 1915); “Борьба Вадцека с паровой турбиной” (“Wadzeks Kampf mit der Dampfturbine”, 1918); исторический роман “Валленштейн” (“Wallenstein”, 1920); утопический роман “Горы, моря и гиганты” (“Berge, Meere und Giganten”, 1924). Произведение должно было, по убеждению Д., оставаться нейтральным сообщением, представляющим, а не описывающим и не истолковывающим действительность. Именно так он хотел передать трагические конфликты, с которыми сталкивается человек во враждебном мире - его включенность в биологическую, социальную, космическую реальность, законам которой он в то же время безнадежно пытался противостоять. Острее и раньше других немецких романистов Д. осознал значение масс как движущей силы истории. Однако образ массы в его романах имел и другой смысл: он нагляднее, чем отдельная судьба, демонстрировал подвластность человека общим законам. Роман “Три прыжка Ван Луня” (премия им. Фонтане) посвящен одному из многочисленных религиозно-оппозиционных движений в Китае XVIII в. Герой - бедняк Ван Лунь и его сторонники исповедуют идеи непротивления злу и, не преследуя никаких политических целей, оказывают помощь больным. Напряжение в романе, лишенном интриги, создается не только противостоянием двух политических сил, приведшим в итоге к разгрому движения, но и пульсацией человеческой массы. Ее взволнованность или спокойствие, энергия или инертность перемежаются в романе, как вдох и выдох, создавая ритм произведения, основанный, как и в самой природе, на чередовании противоположностей. “Мы включены, - писал Д. в натурфилософской книге “Наше бытие” (“Unser Dasein”, 1933),- в гораздо более стабильный порядок, чем он рисуется нашему воображению”. Противостояние внутреннего и внешнего оставалось главной художественной коллизией в его произведениях. Таков его вариант экспрессионистского космизма.Вершина творчества Д. - роман “Берлин, Александерплац. История Франца Биберкопфа” (“Berlin, Alexanderplatz. Die Geschichte vom Franz Biberkopf”, 1929). Книга погружает читателя в гущу городской - бытовой, социальной, политической, криминальной действительности. Герои, как в “Трехгрошовой опере” Б.Брехта*, - грабители, воры, сутенеры. “Берлин, Александерплац” создавался незадолго до прихода к власти нацизма. Атмосфера города передана не только в шумных политических митингах и разгуле преступности, но и во всеобщем хаосе, мельтешении подробностей, в перебивающих друг друга голосах людей. Роман содержал черты “новой деловитости”* (“новой вещественности”), техники “потока сознания” Джойса и монтажа Дос Пассоса*. Сам же Д. считал себя в большей степени обязанным экспрессионистским истокам своего творчества (монтаж, смены перспективы, чувственное восприятие жизни, включавшее не только зрительные, цветовые, но и звуковые впечатления). Техника “потока сознания” позволяла показать столкновение внутреннего и внешнего в сознании человека, а монтаж втянул в калейдоскоп романной действительности десятки персонажей и бесчисленные приметы немецкой столицы в канун кризиса 1929 года. Вместе с тем, это роман философский, призванный обнажить, как это свойственно экспрессионизму, скрытую суть вещей. “Большой” композиционный монтаж доносит до читателя так строго изгонявшуюся раньше автором “лирику”.В 1933 Д. эмигрировал в Швейцарию, потом во Францию (Париж), в 1940 бежал через Испанию и Португалию в США, жил в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе.В написанном в эмиграции романе “Пощады не будет” (“Pardon wird nicht gegeben”, 1935, русский перевод “Пощады нет”) на материале недавней классовой борьбы в Германии раскрывается внутреннее опустошение молодого героя, перешедшего на сторону буржуазии. В монументальной южноамериканской трилогии “Амазония” (“Amazonas”, опубликована 1937-1948): “Страна без смерти” (“Das Land ohne Tod”), “Синий тигр” (“Der blaue Tiger”), “Новый девственный лес” (“Der neue Urwald”), - отразилась новая мировоззренческая концепция Д., который в 1941 принял католичество. На фоне завоевания Южной Америки португальскими и испанскими конкистадорами и порабощения коренного индейского населения в трилогии повествуется о деятельности основанной в Парагвае в XVII в. иезуитской республики, построенной на коммунитарных принципах. Немецкой революции посвящена тетралогия “Ноябрь 1918” (“November 1918. Eine deutsche Revolution”): “Граждане и солдаты” (“Bürger und Soldaten”), “Народ, который предали” (“Verratenes Volk”, оба 1938), “Возвращение солдат с фронта” (“Heimkehr der Fronttruppen”, 1949), “Карл и Роза” (“Karl und Rosa. Eine Geschichte zwischen Himmel und Erde”, 1950).В 1945 Д. вернулся в Германию, жил в Баден-Бадене, потом в Майнце. Издавал литературный журнал “Дас гольдене тор” (“Das goldene Tor”, 1946-1951), был одним из основателей и вице-президентом Майнцской академии наук и литературы. В 1953 переехал во Францию.Последний роман Д. “Гамлет, или Длинная ночь подходит к концу” (“Hamlet oder Die lange Nacht nimmt ein Ende”, написан в 1945-1946, опубликован в 1956 в ГДР) - это роман-расследование, который ищет ответ на вопрос: “Существует ли человек?” Демонстрируя изменчивость и неустойчивость личности, писатель проводит своих персонажей через страдания, показывая, на что способен человек в крайних ситуациях. Прежний способ отражения жизни в ее сиюминутной непосредственности сменился в последнем романе традиционным, гораздо более безыскусным и неторопливым повествованием. Железным законам жизни противостоит тайна человеческой личности.Один из значительных новаторов и экспериментаторов в области романной формы, Д. неоднократно стремился также теоретически осмыслить само понятие жанра и структуры романа XX в. (“Авторам романов и их критикам”, “An Romanautoren und ihre Kritiker”, 1913; “Заметки о романе”, “Bemerkungen zum Roman”, 1917; “Построение эпического произведения”, “Der Bau des epischen Werks”, 1929). Законы экспрессионистской эстетики оставались - в той или иной степени - плодотворными для писателя вплоть до начала 1930-х.Соч.: Ausgewählte Werke/ Hg. W.Muschg, A.W.Riley. 23 Bde. Olten-Freiburg im Breisgau, 1960-1986; Werke in 33 Bdn. Stuttgart, 1987 ff.; Берлин, Александерплац. Повесть о Франце Биберкопфе. М., 1961; Три прыжка Ван Луня. М., 2006.Лит.: PeitzW. Alfred Döblin Bibliographie 1905-1966. Freiburg im Breisgau, 1968; Huguet L. Bibliographie Alfred Döblin. Berlin und Weimar, 1972; Döblin im Spiegel der zeitgenossischen Kritik/ Hg. I.Schuster und I.Bode. München, 1973; Materialien zu Alfred Döblins “Berlin Alexanderplatz”. Hg. M.Prangel. Frankfurt a. M., 1975; Links R. Alfred Döblins Leben und Werk. Berlin, 1976; Prangel M. Alfred Döblin. Stuttgart, 1987; Mutschier F. Alfred Döblin. Frankfurt a. M., 1993; Альфред Дёблин // Павлова H. Типология немецкого романа. М., 1982.Н.Павлова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.