де Кунинг, Уиллем


де Кунинг, Уиллем
(de Kooning, Willem)
(24.04.1904, Роттердам, Голландия - 19.03.1997, Нью-Йорк)
   американский художник. Родился в семье торговца спиртным и хозяйки матросского бара. В 1916-1924 учился в Роттердамской Академии изобразительного и прикладного искусства. В начале 1920-х был связан с деятельностью группы голландских архитекторов и художников “Стейл” (“De Stijl”, “Стиль”). Наряду с интересом к геометрически четким композициям, в которых ощущается влияние П.Мондриана и кубистов, д.К. уже в годы учебы обращался к традициям мастеров эпохи Возрождения. Вслед за ними он считал художника “ремесленником”, сочетая в своем творчестве фигуративную и пейзажную живопись, скульптуру, роспись жилых помещений и плотницкое дело. В 1926 нелегально иммигрировал в США, обосновался в Нью-Йорке, подружившись с художниками Дж.Грэмом и А.Горки*, которые стали его учителями.
   Творчество д.К. испытало сильное воздействие массовой культуры - улыбки с рекламы сигарет “Кэмел” соседствуют на его картинах с рафаэлевскими и энгровскими реминисценциями. Первый цикл его полотен конца 1930-х - портреты безработных времен “великой депрессии” - отмечен косвенным влиянием экспрессионизма. Это фигуры изможденных, угрюмых людей, сливающиеся с размытым, коричневатым фоном (“Сидящая фигура”, “Seated Figure”, 1940, частная коллекция).
   Достаточно рано художник начинает экспериментировать с абстрактными формами. К концу 1930-х - началу 1940-х изображения людей на его полотнах предстают все более плоскими и фрагментарными. Он словно расчленяет человеческие тела, разбрасывая их части по полотну, а затем снова связывая их петляющей, прихотливой линией. Даже в наиболее абстрактных полотнах художник, как и Дж. Поллок*, не отходит целиком от фигуративности, утверждая, что “абстракции должны непременно что-то напоминать”; поэтому его обычно относят к тому крылу “абстрактного экспрессионизма”*, которое связано с техникой “акционизма”. Картины словно создаются и меняются на глазах зрителя, обладая особой ритмикой незавершенности, нервно переключающейся перспективой и сменой точек зрения. Одно из самых известных его полотен - “Раскопки” (“Excavation”, 1950, Художественный Институт, Чикаго) - коллаж в грязно-кремовых тонах, изображающий нагромождение фрагментов бесчисленных антропоморфных форм - причудливо деформированные конечности, выставленные локти, оскаленные зубы. Эти формы станут главной отличительной чертой цикла “Женщины” (“Women”, 1950-е), которым открывается новый фигуративный период в его творчестве. По некоторым формальным признакам, а также по особому эмоциональному накалу этот цикл близок экспрессионизму. Амбивалентное отношение д.К. к женщине - тяготение и страх - выразилось в иронически представленных квадратных, плотных, по-звериному ощерившихся фигурах, застывших в неестественных позах, глядящих на зрителя огромными глазами. Позднее он назовет своих “Женщин” “смешными и ужасными сивиллами”, а критики отметят влияние голландского и фламандского барокко. По словам Р.Хьюза, “Венера Виллендорфская в этих образах вдруг оборачивается беременной проституткой Э.Л.Кирхнера”. Жестокая энергия, кричащие краски, откровенная чувственность присущи пейзажам д.К. 1950-х, перекликающимся с керуаковскими образами бесконечных американских скоростных шоссе и бескрайнего пространства.
   К концу 1950-х д.К. становится одним из самых известных американских художников, ему подражают, его пародируют более молодые живописцы (Р.Раушенберг). Последний заслуживающий внимания период в его творчестве относится к концу 1970-х - началу 1980-х, когда он создал цикл напряженных, ритмически насыщенных полотен, словно возвращающих его к времени расцвета.
   Лит.: HessTh.B. Willem de Kooning. New York, 1968; Hughes R. American Visions. The Epic History of Art in America. New York, 1997.
   M. Тлостанова

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "де Кунинг, Уиллем" в других словарях:

  • de Kooning, Willem —    см. де Кунинг, Уиллем …   Энциклопедический словарь экспрессионизма


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.