- Демель, Рихард
- (Dehmel, Richard)(18.1 1.1863, Вендиш-Хермсдорф, Бранденбург - 08.02.1920, Гамбург)немецкий поэт и драматург. Сын лесничего; с 1882 изучал экономику, социологию, естественные науки и философию в Берлине и в Лейпциге, в 1887 защитил диссертацию по проблемам страхования, до 1893 работал секретарем частной страховой компании в Берлине; в 1895-1900 был одним из издателей художественно-литературного журнала “Пан” (“Pan”), по своей направленности близкого к югендстилю. На рубеже веков Д. считался одним из крупнейших немецких поэтов и покровителем молодых талантов (Г.фон Гофмансталь, Р.М.Рильке, Т.Манн, Г.Гессе и др.); после смерти Д. фон Лилиенкрона (1909), с которым его связывала дружба и творческая близость, издал его письма и собрание сочинений.Творчество Д. формировалось под противоречивым влиянием натурализма, поэзии Ницше и Лилиенкрона. В сборниках “Искупления” (“Erlösungen”, 1891), “Но любовь” (“Aber die Liebe”, 1893), “Женщина и мир” (“Weib und Welt”, 1896) главной темой становится могущество эроса как движущей силы космической мистерии, дающей индивидууму возможность выхода из самоизоляции; мужчина и женщина рассматриваются как вечно противоположные полюса всемогущего напряжения жизненных сил. Натуралистическая чувственность ранних произведений смягчается появлением импрессионистских и символистских стилевых средств в стихотворном эпосе “Два человека. Роман в романсах” (“Zwei Menschen. Roman in Romanzen”, 1903). Автобиографическая основа произведения - сложный нравственный конфликт, пережитый поэтом в 1895-1901 (страстная любовь к замужней женщине заставила его расстаться с женой). Вопрос о праве на личное счастье за счет несчастья другого человека перерастает в протест против показной добропорядочности и буржуазной морали, закрывающих дорогу к счастью. Роман состоит из трех частей (“Познание”, “Erkenntnis”, “Блаженство”, “Seligkeit”, “Ясность”, “Klarheit”), каждая включает в себя 36 романсов по 36 строк в каждом. Все романсы начинаются с картины природы, на ее фоне развертывается патетический диалог влюбленных, в ходе которого возникает символическое “мы”, оно постоянно варьируется и постепенно перерастает в символику счастья во вселенском масштабе. Патетические идеи всемирного единения и братства, достижимого через кризисы и катастрофы, во многом предвосхищали будущие концепции экспрессионистов, испытавших несомненное влияние Д. (Э.Штадлер*, Й.Р.Бехер*). В сборниках “Превращения Венеры” (“Die Verwandlungen der Venus”, 1907), “Прекрасный дикий мир” (“Schöne wilde Welt”, 1913) еще отчетливее обнаруживается специфика художественного мышления Д.; вся конкретная проблематика, в том числе и социальная, поднимается на природно-космический уровень, с высоты которого жизненные конфликты получают не только новое эстетическое истолкование, но и единственно возможное (по Д.) духовное разрешение. Так, в цикле о Венере все женщины (от святой до проститутки) становятся бесчисленными историческими и метафизическими воплощениями божественной любви, трансформирующей эротические эмоции в духовные и эстетические, и воссоздающей тем самым изначальное единство мира.Идеализм Д. еще более отчетливо выразился в его пьесах. Большим сценическим успехом пользовалась драма “Друзья людей” (“Die Menschenfreunde”, 1917), поставленная на тридцати немецких сценах. Действие отнесено к 1913: влиятельный государственный деятель убивает свою богатую родственницу ради того, чтобы доставшееся ему по завещанию наследство потратить на улучшение социального положения своих подданных. В результате убийца кончает с собой. Весьма неправдоподобный сюжет в условиях войны и революции привлек внимание публики вопросом о праве жертвовать другими людьми и приносить в жертву самого себя. Социальная направленность пьесы, заостренность конфликта и антибуржуазная патетика очевидно сближали эту драму с творчеством экспрессионистов. В 1914 Д., поддавшись националистическим настроениям, уходит на фронт добровольцем. Он считает войну очистительной бурей, способной освободить немецкую нацию от материализма и мещанства, создать духовную общность и “нового человека”*. Награжденный Железным Крестом и произведенный в чин лейтенанта, Д. ведет фронтовой дневник “Между народом и человечеством” (“Zwischen Volk und Menschheit”, 1919), где наряду с верой в духовное превосходство немцев и Германии заметно горькое разочарование в офицерской касте и симпатия к простым солдатам. Д. умер от последствий заболевания (тромбофлебит), полученного на фронте.Соч.: Gesammelte Werke. 3 Bde. Berlin, 1913; Ausgewählte Briefe. 2 Bde. Berlin, 1922; Dichtungen, Briefe. Dokumente. Hamburg, 1983; Lebensblätter. Gedichte und Anderes. Berlin, 1985. Собрание сочинений. T. 1-2. M., 1911-1912; Друзья человечества. Драма в 3-х действиях. Петербург, 1923.Лит.: BabJ. Richard Dehmel. Die Geschichte eines Lebens-Werkes. Leipzig, 1926; Klein J. Richard Dehmel // Klein J. Geschichte der deutschen Lyrik von Luther bis zum Ausgang des zweiten Weltkrieges. Wiesbaden, 1960; Fritz H. Literarischer Jugendstil und Expressionismus. Zur Kunsttheorie, Dichtung und Wirkung Richard Dehmels. Stuttgart, 1969; Луначарский А. Рихард Демель// Знание. Сборник, кн. 24. СПб., 1908 (здесь же поэмы Демеля “Демон желаний” и “Освобожденный Прометей”); Адмони В. Демель // История немецкой литературы. Т. 4. 1848-1918. М., 1968.А. Гугнин
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.