Диктониус, Эльмер Рафаэль


Диктониус, Эльмер Рафаэль
(правильнее Диктуниус)
(Diktonius, Elmer Rafael)
(20.01.1896, Хельсинки - 23.09.1961, Хельсинки)
   финляндский поэт и прозаик. Писал на шведском и финском языках. Сын типографского служащего. В 1920-1930-е изучал музыку и литературу в Лондоне, Париже и Праге. Выступал как литературный и музыкальный критик и композитор экспрессионистской ориентации. Его музыкальные сочинения вызвали резкие отзывы критики. Радикальная политическая и эстетическая позиция Д. складывалась под сильным влиянием деятеля финляндского рабочего и коммунистического движения О.В.Куусинена, которому он давал уроки музыки; его революционным настроениям способствовали также связи с рабочими и радикальными кругами в Париже и Лондоне.
   Первый сборник стихов и афоризмов Д. “Мой стих” (“Min dikt”, 1921), отвергнутый финскими издателями, был напечатан небольшим леворадикальным издательством “Фрам” в Стокгольме. В Финляндии на него обратила внимание писательница и критик Х.Ульсон, которая в одобрительной рецензии охарактеризовала стиль Д. как “неутомимый, экспрессивный и взрывчатый”. Воспевание безудержного бунта, дерзкая свободная форма стиха означали дальнейший решительный разрыв с финляндской поэтической традицией, начатый Э.Сёдергран*. Открывающее сборник стихотворение “Ягуар” (“Jaguaren”) программного характера, с его призывами “рази и рви, кусай, кромсай!” - выражало ницшеанский агрессивный порыв, необходимость насилия, жестокости и разрушения, чтобы “очистить место”, обновить жизнь (стихотворение было включено в антологию И.Голля* “Пять континентов”). Занимающие значительную часть сборника афоризмы были направлены против эстетизма, идеи самоценности прекрасного.
   Следующие сборники Д., в том числе “Жестокие песни” (“Hârda sânger”, 1922) и “Колючее пламя” (“Taggiga lâgor”, 1924), написанные на шведском, явились ярким и последовательным проявлением экспрессионизма в шведоязычной поэзии. Действительность предстает в них преображенной, предметы “раскалены”. В них немало общего с лирикой Сёдергран: устремленность в будущее, революционная жажда создать мир заново и проложить путь новому искусству под знаком Ницше, мятежная мажорная интонация, свободная, диктуемая интуицией форма стиха, чувство универсальности и единства бытия: “Чимборасо и след мушиный равновелики и равномалы для меня, ибо всё - во всём” (стихотворение “Мой стих”). Однако Д., подхватив эстафету Сёдергран, во многом был ее противоположностью. Его язык и образная система несравненно жестче и грубее, в них преобладает твердость и весомость, угловатость и необработанность, обычно он использовал подчеркнуто “непоэтичный” материал и будничную лексику, эстетическая программа теснее связана с действительностью, в том числе социальной. В “Колючем пламени”, наряду с революционными фантазиями, отвлеченными образами “взрыва и хаоса”, появляются социальные картины будней людей физического труда (стихотворение “Рабочие”, “Arbetare”), В 1922 Д. выступил как критик в главном шведоязычном социал-демократическом органе “Арбетарбладет” (“Arbetarbladet”, “Рабочий листок”), одновременно он, вместе с Х.Ульсон и Э.Сёдергран, сотрудничал в журнале “Ультра” (“Ultra”), а в 1928-1929, наряду с Г.Бьёрлингом и Р.Энкеллем, выступал в журнале “Quosego”. Сборник “Каменный уголь” (“Stenkol”, 1927) - вершина социалистически окрашенной поэзии Д., которого критика оценила как единственного шведоязычного поэта, сумевшего мотив революционной борьбы выразить как нечто пережитое лично, без поэтических штампов.
   Для лирики Д. характерны антитетичность, столкновение противоположностей, резкие переходы от жестокости к нежности и кротости, сочувствие к маленьким, беззащитным, отверженным, что особенно проявляется в его многочисленных стихах о детях. Кроме того, Д. - мастер поэтических портретов, запечатлевших его “наставников” в искусстве, включая Ван Гога*, Достоевского, Стриндберга*, Э.Л.Мастерса, композиторов Г.Малера и А.Шёнберга*. О поэтических пристрастиях Д. свидетельствует книга переводов “Молодое море” (“Ungt hav”, 1923), в которой он впервые познакомил шведоязычную публику с А.Момбертом и новой американской поэзией: Э.Л.Мастерсом, Э.Паундом, К.Сэндбергом.
   На многие стихи Д. наложило отпечаток музыкальное мышление. Так, он выстроил стихотворный цикл в форме своеобразной симфонии в словах (четырехчастная “Аландская симфония”, “Äländsk symfoni”, в сборнике “Сильный, но темный”, “Stark men mörk”; 1930), создал своего рода программную музыку в стихах (“Песня машины”, “Maskinsâng”; “Душа динамо”, “Dynamons själ”, - в том же сборнике), проводил дерзкие формальные эксперименты в области ритмики и эвфонии, языковых новообразований, стремясь транспонировать язык музыки в слово. Тщательную работу над поэтической формой Д. охарактеризовал метафорически: “Экспрессионистское стихотворение должно явиться гигантской молнией и обтачиваться, пока не уподобится крошечному снежному кристаллу”, - что перекликается со словами Маяковского* “поэзия - та же добыча радия”. Тягу к поэтическому эксперименту Д. сохранил и в дальнейшем.
   На рубеже 1920-1930-х острые углы поэзии Д. начинают сглаживаться, интонация смягчается, определяющими мотивами становятся солидарность с людьми и сострадание. Экспрессионистский период его в целом завершился. В предисловии к переломному сборнику “Сильный, но темный” он назвал себя: “пантеист, социалист и модернист”. Элементы экспрессионизма, однако, сохранились во всем дальнейшем творчестве Д. Он остался верен динамическим силам бытия - буре, морской стихии и огню, но они утрачивают свое деструктивное, разрушительное свойство, их умиряет созидающая, животворящая сила - земля. Привязанность к земле - символу осязаемой действительности - определяет тональность сборников 1930-х: “Почва и туча” (“Mull och moin”, 1934), “Земная нежность” (“Jordisk ömhet”, 1938). В эти годы Д. обращался также к прозе, нередко экспериментальной, в которой использовал широкий спектр выразительных средств - от грубой натуралистичности и гротеска до лирической арабески: роман “Янне Кубик” (“Janne Kubik”, 1932), двухтомный цикл новелл “Граждане республики Финляндия” (“Medborgare i republiken Finland”, 1935-1940).
   Соч.: Dikter och prosa. Urval. Stockholm, 1975; Samlade dikter. Stockholm, 1987; Brev. Helsingfors, 1995. Колючее пламя. M., 1969.
   Лит.: Enckell О. Den unge Diktonius. Helsingfors, 1946; Hcnrikson Th. Romantik och marxism. Estctik och politik hos Otto Ville Kuusinen och Elmer Diktonius tili och med 1921. Stockholm, 1971; Romcrfors B. Expressionisten Elmer Diktonius. Helsingfors, 1978; Schoolficld G.C. Eimer Diktonius. Westport, 1985; КархуЭ.Г. История литературы Финляндии. XX век. Л., 1990.
   А. Малевич

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Диктониус, Эльмер Рафаэль" в других словарях:

  • Диктониус, Эльмер — Эльмер Рафаэль Диктониус Elmer Rafael Diktonius Дата рождения …   Википедия

  • Diktonius, Elmer Rafael —    см. Диктониус, Эльмер Рафаэль …   Энциклопедический словарь экспрессионизма


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.