- “Дихтунг”
- (“Die Dichtung”, “Творчество”)журнал, издававшийся В.Пшигоде с 1918 по 1923 в Мюнхене (позднее в Потсдаме) двумя сериями, которые были заявлены издателем как книги. Первая серия: книги 1-4 (1917-1919); вторая серия: книги 1-2 (1920-1923). Журнал выходил необычно большим форматом (25 х 33 см).В.Пшигоде был талантливым издателем, который стремился сделать литературу “воплощением всего того, что человек считает “вечным”, “космическим”, “божественным” (Х.Казак*). По мнению современников, журнал отличался “изысканным подбором наиболее характерных литературных произведений, напечатанных с большим вкусом и достоинством” (Х.Бенцман). Он состоял из традиционных разделов: драма, лирика, эпика, а также раздела художественного эссе.Содержание журнала отражало тематику литературных вечеров, которые устраивали двадцатилетние Х.Казак и В.Пшигоде для узкого круга слушателей в 1916-1917. Перечень выступивших на вечерах авторов совпадает с оглавлением журнала. Первая серия содержит обширные публикации таких авторов, как Л.Андриан, Л.Тройге, Р.Борхардт, Г. фон Гофмансталь, Р.М.Рильке, А.П.Гютерсло*, Г.Манн*, Э.Бласс*, К.Хайнике*, Г.Кайзер*, П.Корнфельд*, О.Лёрке*, Г.Бенн*, М.Гумперт, А. фон Хацфельд, Г.Кулька*, Х.Казак. Для второй серии, которая стала печататься в собственном издательстве “Ферлаг дер дихтунг”, Л.Файнингер* выполнил выразительный издательский логотип. Драму, лирику, эпику и художественные эссе во второй серии представляли П.Баудиш, Г.Бенн, Р.Борхардт, К.Бранд, А.П.Гютерсло, М.Гумперт, М.Герман-Нейссе*, Х.Казак, Э.Кёппен*, С.Кронберг, Г.Кулька, О.Лёрке, Э.Р.Райнхардт, Ф.Шнак, Й.Урцидил. Серьезной заслугой В.Пшигоде следует считать критические обзоры новейшей литературы, которыми он завершал каждую из четырех книг первой серии. В 1921 вышла “Первая папка” (“Erste Mappe”) отобранных издателем гравюр и рисунков. Выбор художников, которые составили впоследствии славу немецкого экспрессионизма (Л.Файнингер, Э.Хеккель*, Э.Л.Кирхнер*, О.Кокошка*, В.Лембрук*, А.Макке*, Ф.Марк*, Л.Майднер, Э.Нольде*), свидетельствует о прозорливости В.Пшигоде. Публикации в “Д.” принесли многим поэтам, прозаикам и драматургам, выступившим в эти годы, первую серьезную известность. Их творчество отразило доминирующее мироощущение экспрессионистов, переживших I мировую войну: потерянность и отчуждение от мира, Бога, природы и самого себя: “Я не созвучен времени и бытию” (К.Бранд).Продолжением журнала был специальный выпуск “Книга мертвых” (“Buch der Toten”, 1919), изданный В.Пшигоде в память о погибших на фронте писателях (П.Баум, Г.Зак, А.Лихтенштейн*, Э.В.Лоц*, Э.Штадлер*, Г.Тракль*). Объявленный второй специальный выпуск “Книга женщин” (“Buch der Frauen”) со стихами поэтесс не был завершен, так же, как и книга “Французская поэзия” (“Französische Dichtung”). Приложением к первой книге второй серии вышел номер со скандальной полемикой вокруг обвинения Г.Кульки в плагиате (статьи В.Пшигоде, Г.Кульки, К.Крауса*).Лит.: Baudisch Р. Der letzte Schlaf// Die Dichtung. Programmheft vor der 2. Folge. 1920; Heynicke K. Abend // ebd., Koppen E. Verstössen // Die Dichtung. 2. Folge, 2. Buch. 1923; Benzmann H. // Neue Blätter für Kultur und Literatur. № 1. 1918; Kasack H. Gedenkrede auf Wolf Przygode// Mosaiksteine К.Н. Beiträge zur Literatur und Kunst. Frankfurt a. M., 1956; Kasack H. Wolf Przygode und die Dichtung (1918-1923)// Imprimatur. Neue Folge. 1961-1962. №3.Н.Пестова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.