- Аргези, Тудор
- (Arghezi, Tudor; псевд., настоящее имя Йон Н.Теодореску; 21.05.1880, Бухарест, Румыния - 14.07.1967, Бухарест, Румыния)румынский поэт, писатель, публицист. Отец - военный, затем мелкий служащий, коммерсант. Мать умерла родами. Уже в ранние годы жизнь А. определили стремление к независимости и неутолимая любознательность. В одиннадцать лет мальчик ушел из дома, стал сам зарабатывать на жизнь, овладение ремеслами дало материал его будущему творчеству, в котором опоэтизирован труд. Учился в лицее св. Саввы - одном из лучших учебных заведений Румынии и посещал социалистические кружки в Бухаресте, из-за чего вынужден был покинуть лицей. В стихах, впервые опубликованных в альманахе “Православная лига” (“Liga ortodoxa”) в 1896, подражал символистам. В 1899 ушел в монастырь Черника, в 1900-1904 служил дьяконом в Бухарестской митрополии. В 1904, с разрешения митрополита, уехал для учебы в Швейцарию, во Фрибургский монастырь иезуитов, а в 1905 - в Женеву, где учился в университете. Одновременно работал в часовой мастерской, учился ювелирному делу, совершал поездки во Францию и Италию. Возвратившись в 1910 в Румынию, приобрел известность как поэт: его стихи печатаются в журналах и расходятся в списках. Занимался также публицистической деятельностью, издавал журнал “Кроника” (“Crónica”, “Хроника”), газету “Нация” (“Natiune”), сатирическую газету “Записки попугая” (“Bilete de papagal”, 1928). Переводил с французского и русского языков, в частности, в 1912 перевел “Записки из "Мертвого дома"” Ф.М. Достоевского. Во время немецкой оккупации сотрудничал в “Бухарестской газете” (“Gazeta Bucureçtilor”) и газете “Сцена” (“Seena”), за что в 1918 был осужден как коллаборационист (освобожден в 1919 благодаря вмешательству политического деятеля и историка Н.Йорги). С 1922 по 1924 руководил либеральным журналом “Румынская мысль” (“Сugetul románese”). Печатался в журнале “Гындиря”, дружил с поэтами Ф.Адеркой и А.Манну*.Часть творческого наследия А. по образности и стилю тяготеет к экспрессионизму, который он глубоко прочувствовал и осмыслил, сделав элементом собственного поэтического мира. Поэтические сборники “Цветы плесени” (“Flori de mucegai”, 1919) и “Нужные слова” (“Cuvinte potrivite”, 1927) выражают трагедию угнетенного человека, страдания личности, доходящие до мучительных конвульсий; но глубине, резкости и необычности образов они сопоставимы с поэзией Г.Бенна*, который, наряду с Г.Геймом* и Бодлером, оказал влияние на румынского поэта. Стремясь к классичности гармоничной, завершенной формы, к поиску вселенской глубины и божественного промысла в каждой вещи, А. показывал многомерность мира, подчеркивал противоположности и резкие контрасты бытия. Все это нашло воплощение и в таких особенностях творчества А. как поэтизация мира обыденности, страстное взыскание Бога, обращение к Богу от лица человечества из века безверия, ощущение отторженности от Всевышнего, бунтарские мотивы сомнения, отрицания и богоборчества. Эксирессионистический опыт дионисийского, мистического восприятия действительности позволил А. открыть новые возможности поэтического выражения и в то же время придать объемность и глубину социальной проблематике. Образы его лирики конкретны, однако в целом поэтический язык обобщенно абстрактен. При всей политической ангажированности автора, многие его стихотворения перерастают сиюминутный контекст, размышления о труде, рабстве, богатстве как о категориях, определяющих достоинство человека, обретают общечеловеческий масштаб. А. внес много новаций в поэтический язык, явившись создателем новых жанров. Близка экспрессионизму и гротескная проза А., где эстетика безобразного приобретает эсхатологические масштабы, а идея адского заговора против творческой личности становится маниакальной (“Черные ворота”, “Poarta neagrä”, “Деревянные иконы”, “Icoane de lemn”, 1930, “Таблетты из страны Кути”, “Tablete din Тага Kuty”, 1933). В 1934 А. была присуждена национальная премия в области поэзии.Во время II мировой войны за антифашистский памфлет “Эх ты, барон” (1943) он был арестован и заключен в концлагерь. В 1946 после выхода “Избранных стихотворений” вновь получил национальную премию по литературе, но уже в 1947 его статьи и поэзия стали объектом нападок как декадентские и не соответствующие духу времени. В середине 1950-х поэт вновь получает официальное признание, его избирают в Академию и Национальное собрание. В 1965 А. присуждена Гердеровская премия. В последние годы жизни он занимался изданием своего собрания сочинений, продолжал активно работать в литературе.Соч.: Serien în 40 v.Лит.: Crohmälniceanu О. T.Arghezi. Bue., 1960; Crohmàlniceanu O. Literatura romana çi expresionismul. Bue, 1971; Micu D. T.Arghezi. Buc, 1972; Bogin N. Fenomenul arghezian. Buc, 1976; Balota N. Opera lui Arghezi. Buc, 1979; Видрашку Ф. Тудор Аргези. M., 1980; Фридман M.В. Идейно-эстетические искания в румынской литературе XIX-XX в. М., 1989.Е. Фейгина
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.