Дойблер, Теодор


Дойблер, Теодор
(Daubler, Theodor)
(17.08.1876, Триест, Австро-Венгрия, ныне Италия, - 13.06.1934, Санкт-Блазиен в Шварцвальде)
   немецкий писатель. Сын коммерсанта, до 1898 жил в Триесте и Венеции; одинаково владел немецким и итальянским языками. Постоянно путешествовал, подолгу останавливаясь в крупнейших культурных центрах (Вена, Берлин, Париж, Флоренция, Рим, Дрезден, Женева, Афины и др.), посетил Египет, Сирию, Турцию и другие страны. Систематического образования не получил, вел по существу бродяжническую жизнь, хорошо знал многих писателей и художников, ценил и пропагандировал современное искусство, вырабатывая свой собственный визионерский стиль, в котором классические жанры и формы (лирическое стихотворение, ода, сонет, терцины, баллада, поэма) насыщались экспрессивно-космической образностью. В 1901 поселился в Париже, посещал Сорбонну, изучал архитектуру, скульптуру и живопись. Во Франции Д. увлекался импрессионизмом, позднее, в Италии, - футуризмом, опубликовал немало статей в защиту современного искусства, изданных затем отдельными книгами: “Новая позиция” (“Der neue Standpunkt”, 1916), “В борьбе за современное искусство” (“Im Kampf um die moderne Kunst”, 1918). В 1916 напечатал несколько статей об экспрессионизме, причисляя себя к нему и рассматривая экспрессионизм как важнейшее течение в современном искусстве.
   Д. неоднократно говорил, что уже в отрочестве его осенила идея, ставшая определяющей для его творчества: “Земля снова должна воссиять: новое солнце вырвется из человека!” (Из письма К.Эдшмиду*, 1919). В 1898 у подножия Везувия Д. начал писать самое оригинальное и объемное произведение - поэму “Северный свет” (“Das Nordlicht”, 1910, более 30000 строк). Над первой опубликованной редакцией он работал свыше десяти лет, в дальнейшем (до 1930) продолжая вносить изменения (второе издание в 1921-1922; третье до сих пор полностью не опубликовано). Эпос состоит из трех частей: “Средиземное море”, “Пан. Орфическое интермеццо”, “Сахара”. Огромное произведение не имеет ясно очерченной сюжетной канвы, в центре повествования - лирическое “я”, испытывающее бесконечные метаморфозы. В первой, наиболее автобиографической, части поэт воспевает отношения с безымянной возлюбленной на фоне средиземноморского ландшафта. В “Сахаре” лирический герой “путешествует” по различным историческим эпохам и географическим регионам в поисках пути к Солнцу, духовно-мистического слияния с мифическим божеством, что одновременно означает и самообожествление, достигаемое через “поступенчатое освобождение “я”. Центральное в композиции “Орфическое интермеццо” представляет собой скрытую движущую пружину всего эпоса - лирическое “я” предстает здесь в облике Орфея, ищущего свою Эвридику. В этих поисках Новый Орфей достигает и царства Смерти - отсюда апокалиптические видения, призывы к сотворению “нового человека”*, который, как феникс, возродится из хаоса прошлого и настоящего. “Северный свет” - грандиозный опыт создания поэтического образа “нового человека”. Но поскольку “новый человек” осмысляется в его становлении, то Д. вводит “хаотическое” начало как структурообразующий элемент, пытаясь поэтически воспроизвести животворящий природно-космический Хаос. С экспрессионизмом его сближают “космичность и динамизм созданного им поэтического мира” (Н.Павлова). В “Северном свете” можно обнаружить много следов использования унаследованных литературных форм, а также философских, религиозных и других источников от Данте до Р.Штейнера, от В.Гюго, А.Рембо и У.Уитмена до Р.Вагнера, Ф.Ницше и А.Момберта, К.Шпиттелера и др. Вся эта огромная и шероховатая конструкция пронизана идеей необходимости духовного “преодоления” и преображения материального мира, которая была выстрадана поэтом и во многом созвучна раннему экспрессионизму, пошедшему еще дальше по пути разрыва с унаследованными поэтическими формами. Некоторые циклы, входящие в “Северный свет”, Д. издавал затем отдельными книгами. Его последующие произведения так или иначе перекликаются с “Северным светом”.
   В 1921-1925 Д. жил в Греции, путешествуя по стране и осваивая древнегреческую культуру. В шестидесяти “Аттических сонетах” (“Attische Sonette”, 1924) он стремится изобразить путь человека к солнцу, начало этого пути он видит в античности. Новый взгляд на античность Д. развивает в эти годы и в своей прозе. В конце 1920-х он сохраняет популярность и авторитет в Германии: в 1926 избирается президентом основанной тогда же немецкой секции ПЕН-клуба, затем становится действительным членом Прусской академии искусств. И в эти годы Д. продолжает много путешествовать, выступает с чтениями своих произведений и докладами об искусстве в разных странах, публикует автобиографические книги, драмы, поэзию и эссеистику. В 1932 у него открылся туберкулез, от которого он скончался.
   Соч.: Oden und Gesänge. Berlin, 1913; Der sternhelle Weg. Dresden-Hellrau, 1915; Hesperien. Eine Symphonie. München, 1915; Das Sternenkind. Leipzig, 1916; Paan und Dithyrambus. Eine Phantasmagoric Leipzig, 1924; Dichtungen und Schriften. München, 1956; Der sternhelle Weg und andere Gedichte. München, 1985.
   Лит.: Ulbricht H. Theodor Däubler. Eine Einführung in sein Werk und eine Auswahl. Wiesbaden, 1951; Kemp F., Pfafflin F. Theodor Däubler. Marbach, 1984.
   А. Гугнин

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Дойблер, Теодор" в других словарях:

  • ДОЙБЛЕР Теодор — ДОЙБЛЕР (Daeubler) Теодор (1876 1934), немецкий писатель. Представитель экспрессионизма (см. ЭКСПРЕССИОНИЗМ). Эпическая поэма «Северный свет» (1910), сборник стихов «Гимны Италии» (1916) …   Энциклопедический словарь

  • ДОЙБЛЕР (Daeubler) Теодор — (1876 1934) немецкий писатель. Представитель экспрессионизма. Эпическая поэма Северный свет (1910), сборник стихов Гимны Италии (1916) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Крамер, Теодор — Теодор Крамер нем. Theodor Kramer Дата рождения: 1 января 1897(1897 01 01) Место рождения: Австро Венгрия, Нидерхоллабрун Дата смерти …   Википедия

  • Список немецкоязычных писателей и поэтов — …   Википедия

  • Daubler, Theodor —    см. Дойблер, Теодор …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • США на летних Олимпийских играх 1904 — США на Олимпийских играх Код МОК: USA …   Википедия

  • Экспрессионизм (литература) — Первое издание романа Кафки «Замок» Под экспрессионизмом применительно к литературе понимают целый комплекс течений и направлений в рамках европейского …   Википедия

  • Die Aktion — №42 43 1914 г. с иллюстрацией Эгона Шиле Специализация …   Википедия

  • Сумерки человечества — нем. Menschheitsdämmerung. Ein Dokument des Expressionismus …   Википедия

  • Кафка, Франц — Запрос «Кафка» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Франц Кафка Franz Kafka …   Википедия


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.