- Донадини, Ульдерико
- (Donadini, Ulderiko)(08.04.1894, Лика, Австро-Венгрия, - 10.05.1923, Загреб, Королевство сербов, хорватов и словенцев)хорватский прозаик, драматург, поэт, издатель. В детстве пережил семейную драму (его отец, мелкий буржуа, оказался банкротом), и с тех пор бедность, уязвленное самолюбие и жизненная неустроенность преследовали его до конца дней. С помощью скудной стипендии он закончил гимназию и университет в Загребе и стал учителем. Рано начал писать стихи. Во время I мировой войны, призванный в армию, симулировал сумасшествие, чтобы не участвовать в военных действиях. В 1915 выпустил сборник “Сумасшедших рассказов” (“Lude priée”), написанных под влиянием А.Г.Матоша. В них наметились основные мотивы его творчества: отвращение к засилию мещанства, экзистенциальное проклятие судьбы, порочность и слабость человеческой психики. Не примыкал ни к каким литературным группировкам. В 1916 начал самостоятельно издавать литературно-политический журнал “Кокот” (“Петух”, всего вышло 14 номеров), в котором поддерживал югославянское движение во главе со Й.Скерличем, М.Марьяновичем и В.Чериной. В искусстве провозглашал отказ от традиций, говорил о необходимости всеобщего обновления художественных средств и отражения динамики жизни. В отличие от модернистов, ориентированных на западноевропейскую и региональную хорватскую культуру, он вслед за славянскими романтиками первой половины XIX в. считал источником возрождения славян их общую традиционную “культуру сердца и любви”. Особую любовь он испытывал к народным песням, творчеству Достоевского и Мештровича. Немецкий экспрессионизм вначале вызывал его неприятие как формальное, “мертворожденное искусство”; затем он пропагандировал его как “революционное искусство”, отказавшееся от потерпевшего крах рационализма и обратившееся к человеческой душе (статьи “Экспрессионизм”, “Ekspresionizam”, “Воскресшая душа”, “Vaskrsna duSa”). “Непрограммный” экспрессионизм был органически присущ публицистике Д. как ощущение нового “духа времени” в пору заката буржуазной культуры, резко отрицательное отношение к насилию любого рода, утопически-абстрактная вера в человека. Однако постепенное разочарование в объединительной югославянской идее привело его к мысли о невозможности осуществить положительную программу. В 1918 он прекратил издавать журнал и погрузился в литературное творчество.Проза Д. отличается по духу от его журнальной публицистики. В ней он крайне субъективен, автобиографичен, исповедален. Болезненная торопливость и импульсивность часто мешали ему закончить свои произведения. Все это заставляло многих критиков говорить о том, что его прозу можно одинаково отнести к явлениям литературы и психопатологии. В повести “Дуня” (“Dunja”, 1917) речь идет о несчастной, обреченной любви; в рассказе “Дьявол господина Андрии Петровича” (“Davo gospodina Andrije Petrovica”, 1917) и романе “Призраки” (“Sablasti”, 1917, переписан в 1922 под заглавием “Страшилище”, “Bauk”) - о борениях героя со своим сумасшествием. Под влиянием внешних обстоятельств многие его герои опускаются, стремятся к самоуничтожению, злоупотребляя алкоголем, табаком, изнуряют себя бессонницей, голодом, уходят в сумасшествие ради того, чтобы избежать реальных жизненных коллизий. В драмах “Бездна” (“Bezdan”, 1919, переработка повести “Вихри”, “Vijavice”, 1917), “Игрушка бури” (“Igraéka oluje”, 1921) и “Страсть” (“Strast”, при жизни не издана), написанных под влиянием Ибсена, человек предстает не самостоятельной личностью, но игрушкой среды, существующей под трансцендентальным проклятием. Роман “Сквозь строй” (“Kroz slbe”, 1921) посвящен унизительному казарменному опыту автора. В других произведениях неврастения, цинизм, опустошенность, деградация предстают “нормой” жизни всех людей. Д. писал “нелитературно”, спонтанно, повинуясь исключительно своим чувствам; на всех его произведениях лежит печать бреда. Начиная с 1921, он все больше времени проводит в клинике для душевнобольных, где и кончает жизнь самоубийством.Д. был противоречивой личностью. В нем уживалось гипертрофированное свободолюбие и политическая ангажированность, сосредоточенность на мрачных душевных состояниях и акцентирование философии душевной бодрости, естественности, счастья. В хорватской литературе он занимает особое место трагического, “не вписавшегося” в жизнь таланта. Однако его творчество, не скованное внешними рамками, открывшее для литературы новые пути, оказало значительное влияние на современников, что, в частности, отмечали такие писатели как А.Цесарец*, А.Б.Шимич*, М.Крлежа*, Г.Крклец и многие другие.Соч.: Wiesner L., Donadini U. Izabrana djela. Zagreb, 1970.Лит.: Selakovic M. Nemirna orientacija Ulderika Donadinia// Republika. Zagreb, 1951. № 8; Veres S. Otrovno cvijece Ulderika Donadinia// Krugovi. Zagreb, 1954. №5; Simic A.B. Zapis o Donadini iz god. 1923// Sabrana djela A.B.Simica. T. 3. Zagreb, 1960; DonatV. Estetika srca i zivaca// Revija. Osijek, 1961. №3/4; Franic A. Ulderiko Donadini// Kolo. Zagreb, 1966. №11; Culic C. Donadini u ogledalu svoga djela // Mogucnosti. Split. 1969. № 6.М.Карасёва
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.