Дос Пассос, Джон Родериго


Дос Пассос, Джон Родериго
(Dos Passos, John Roderigo)
(14.01.1896, Чикаго, Иллинойс - 28.09.1970, Уэстморленд, Виргиния)
   американский прозаик и драматург. Родился в семье выходцев из Португалии. Закончил Гарвардский университет (1916), затем изучал в Испании архитектуру. Во время I мировой войны служил в санитарных войсках. Впоследствии был корреспондентом в Испании, Мексике и на Ближнем Востоке.
   Романы “Посвящение одного молодого человека- 1917” (“One Man's Initiation - 1917”, 1920; переиздан под названием “Первая встреча”, “First Encounter”, 1945) и “Три солдата” (“Three Soldiers”, 1921) отразили военный опыт Д.П. и продолжили традицию С.Крейна, который первым из американских писателей развенчал идеализацию войны и показал ее трагизм. В них заложены важные особенности творческого почерка Д.П. - монтажная подача материала, композиционные построения, основанные на многих анонимных героях, использование в тексте документов эпохи.
   Раннее творчество Д.П. развивалось преимущественно в экспрессионистском ключе: бунтарю по натуре, ему была близка антибуржуазная, антимилитаристская и антиурбанистическая направленность экспрессионизма, трагическое видение действительности, яркость и взвинченность стиля. Монтаж - главный прием или даже принцип художественного мышления писателя - позволял сталкивать контрастные идеи и образы и вызывал у читателя эмоциональное потрясение в духе эстетики экспрессионизма.
   В романе “Манхэттен” (“Manhattan Transfer”, 1925) Д.П. пошел дальше по пути размывания сюжета: здесь представлено несколько самостоятельных тем, объединенных только местом и временем действия. Прозаик разделяет экспрессионистскую трактовку города как носителя онтологического зла, подобия библейских Содома и Гоморры. Город в “Манхэттене” враждебен живущим в нем людям: они противоестественным образом отторгнуты от природы, лишены индивидуальности, изолированы друг от друга. Своего рода персонифицированное зло, город обретает черты одушевленного организма, подчиняющего себе человека, который, напротив, наделен чертами бездушной машины, превращен в полуавтомат. В характерах нет глубины, они написаны одной краской - вполне в традиции экспрессионизма, наряду с которым в романе заметно и влияние импрессионизма. При этом автор далек от характерного для большинства экспрессионистов подчеркнуто субъективного взгляда; на всем протяжении творческого пути он стремился к объективности: по его убеждению, писатель должен быть “историком своего времени”. Он сознательно избегал проявлений авторской позиции, что сближает его с Дж.Джойсом.
   Драматургическая деятельность Д.П. 1920-х связана с возникшим тогда театральным коллективом “Новые драматурги” - он стал одним из его руководителей вместе с М.Голдом и Дж.Х.Лоусоном*. Новый театр ориентировался на демократического зрителя, обращаясь к значительным по теме и экспериментальным по форме произведениям, обещавшим яркое народное зрелище. “Новые драматурги” предлагали модернизировать традиционно американские театральные жанры - мюзикл, ревю (шоу), тогда же родилось понятие “пролетарского мюзикла”. Д.П. в мюзикле “Мусорщик” (“The Garbage Man”, 1923, поставлен в 1925 под названием “Луна - это гонг”, “The Moon is the Gong”) утверждал, что современное общество мертво и бесчеловечно и стране нужен “мусорщик” с крепкой рукой. Контрастное изображение мира труда и капитала, намеренная деформация реальности, гротескно-фантастические элементы сближают эту пьесу с экспрессионистской драмой, в частности, Э.Толлера*.
   Монументальная трилогия “США” (“U.S.A.”) - самое значительное произведение Д.П. - возникла из стремления дать обобщающую картину развития Соединенных Штатов в XX в. Составляющие трилогию романы: “42-я параллель” (“The 42nd Parallel”, 1930), “1919” (1932) и “Большие деньги” (“The Big Money”, 1936) - охватывают значительный период истории Америки - от начала века до экономического кризиса 1929. Поставив перед собой эпическую задачу и в то же время сохраняя установку на эксперимент, Д.П. выстраивает композицию каждого романа из четырех постоянных повествовательных линий: портреты вымышленных социально типичных персонажей, портреты-биографии исторических личностей, Новости Дня (монтаж из газетных сообщений) и Камера-обскура (внутренние монологи автора).
   В конце 1930-х в идейных взглядах писателя произошел резкий поворот, и он отрекся от революционных убеждений молодости. Перемены в мировоззрении отразились в его новой трилогии “Округ Колумбия” (“District Columbia”, 1950), куда вошли романы “Приключения молодого человека” (“Adventures of a Young Man”, 1939), “Номер первый” (“Number One”, 1943) и “Великий план” (“The Grand Design”, 1949), направленный против политики Ф.Д.Рузвельта. В центре трилогии - судьба разочаровавшегося в идеалах коммунизма Глена Спотсвуда и его увлеченных политикой родственников. В трилогии и других произведениях 1950-1960-х (по преимуществу социально-исторических очерках) Д.П. сохранил многое из своего связанного с экспрессионизмом художественного инструментария 1920-1930-х, однако в апологетическом по отношению к тогдашней Америке романе “Середина столетия” (“Midcentury”, 1961) использование монтажа, документов эпохи, анонимных героев и т.п. выглядит далеко не столь органично, как в ранних произведениях. В 1966 Дос Пассос опубликовал ностальгическую книгу воспоминаний о своей молодости “Лучшие времена” (“The Best Times”).
   Соч.: Most likely to Succeed. New York, 1954; Three Plays. New York, 1934. Собрание сочинений: В 3 т. M., 2000.
   Лит.: Wren J.H. John Dos Passos. New York, 1961; Knox G.A., Stahl H.M. Dos Passos and “The Revolting Playwrights” // Essays and Studies on American Language and Literature. Vol. 15, New York, 1964; Старцев A. Джон Дос Пассос. [M.], 1934; Засурский Я. Американская литература XX века. М., 1984.
   В.Бернацкая

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Дос Пассос, Джон Родериго" в других словарях:

  • Дос Пассос, Джон Родериго — Джон Дос Пассос Джон Родериго Дос Пассос (англ. John Roderigo Dos Passos; 14 января 1896, Чикаго  28 сентября 1970, Балтимор)  американский писатель португальского происхождения. Предки его отца  выходцы с острова Мад …   Википедия

  • Дос Пассос Джон — (Dos Passos) (1896 1970), американский писатель. В 20 е гг. представитель «потерянного поколения». Социальная эпопея трилогия «США» об Америке 1900 30 х гг. («42 я параллель», 1930; «1919», 1932; «Большие деньги», 1936), экспериментально… …   Энциклопедический словарь

  • Дос Пассос, Джон — Джон Дос Пассос John Dos Passos Имя при рождении: John Roderi …   Википедия

  • Дос Пассос — Дос Пассос, Джон Родериго Джон Дос Пассос Джон Родериго Дос Пассос (англ. John Roderigo Dos Passos; 14 января 1896, Чикаго 28 сентября 1970, Балтимор) американский писатель португальского происхожд …   Википедия

  • Джон Дос Пассос — Джон Родериго Дос Пассос (англ. John Roderigo Dos Passоs; 14 января 1896, Чикаго 28 сентября 1970, Балтимор) американский писатель. Содержание 1 Биография …   Википедия

  • Дос-Пассос — Джон Дос Пассос Джон Родериго Дос Пассос (англ. John Roderigo Dos Passоs; 14 января 1896, Чикаго 28 сентября 1970, Балтимор) американский писатель. Содержание 1 Биография …   Википедия

  • Дос Пассос — Джон Родериго (John Roderigo Dos Passos, 1896 ) американский писатель и драматург. Д. П. происходит из португальской семьи, его дед эмигрировал с острова Мадейра и работал сапожником в Филадельфии; отец был юристом. Д. П. участвовал в войне 1914… …   Литературная энциклопедия

  • Дос Пассос (Dos Passos), Джон [Родериго] — (14.1.1896, Чикаго, Иллинойс 28.IX. 1970, Уэстморленд, Виргиния)  прозаик, драматург, представитель экспериментального направления в литературе XX в. Родился в семье иммигрантов из Португалии. Окончив Гарвардский университет (1916), уехал в… …   Писатели США. Краткие творческие биографии


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.