- “Драма пути”
- (“Stationendrama”, по-русски употребляются также различные описательные выражения, в том числе “драма состояний”)драматургическое произведение, построенное в форме странствия героя, в котором каждая сцена или эпизод представляет собой пункт очередной остановки (“станции”) на его пути. Путь и остановки в такой драме означают не физическое перемещение героя в реальном пространстве, но служат условным, символическим обозначением “внутреннего” движения - развития души, стадий ее эволюции. Классические образцы “Д.п.” создал на рубеже XIX и XX веков А.Стриндберг*. В первых двух частях драматической трилогии “На пути в Дамаск” (1898) и в “Игре снов” (1901), которые он называл “пьесами снов” (drömspel), оформляются основные содержательные (философские, религиозные, этические, психологические) и структурные элементы этого типа драмы. Действие “Д.п.”, заключающееся в познании и самопознании, нравственном испытании и пробуждении, принимает форму движения по кругу, завершающегося возвращением в исходный пункт, но на новом уровне. Этим обусловлены, во-первых, характерная круговая композиция и зеркальная инверсия сцен-“станций”, во-вторых, фрагментарность драмы: действие течет не равномерно и непрерывно, а движется “скачками” от одной “станции” к другой, обозначая очередную ступень в душевной эволюции героя. В “Д.п.” отсутствуют сюжет и конфликт в их традиционном понимании. О конфликте можно говорить лишь как о столкновении всеобщих метафизических начал: добра-зла, света - тьмы и т.п. Время и место действия, как правило, неопределенны: “всегда” и “везде” или “сейчас” и “здесь”. Финал неоднозначен и подразумевает незавершенность и бесконечность пути; цель удаляется по мере приближения к ней и указывает лишь направление движения. Стихийно создавая новую драматическую форму, Стриндберг опирался на традицию романтической философской драмы, а также на собственный опыт автора сказочных пьес-странствий. Новый тип драмы означал решительный отказ от формулы натуралистической пьесы - принципа максимальной концентрации действия на основе единства места и времени.Форма “Д.п.”, наряду с “я-драмой”*, была воспринята и утверждена экспрессионистами. Начиная с Р.Зорге*, автора пьесы “Нищий” (1912), они широко использовали, развили и видоизменили ее, создав на ее основе ряд вариантов. Мотив духовного пробуждения и преображения продолжил Ф.Верфель* в драматической трилогии “Человек-зеркало” (1920), где круговой путь завершается выходом на новый уровень отношений с миром, в “высшую” реальность. Для героев драм “Мертвый день” (1912) Э.Барлаха*, “С утра до полуночи” (1916) Г.Кайзера*, мятущихся в поисках утраченной связи с миром, путь превращается в замкнутый круг, в котором обретение душевного равновесия или внутренней свободы возможно лишь ценой примирения с судьбой. В социально ориентированной утопической трилогии Г.Кайзера “Ад - Путь -Земля” (1919) путь героя, ведущий к преображению мира и человека, развертывается в восходящую прямую. Как противовес этой “идеальной” утопии воспринимается “реальная” трилогия Кайзера “Коралл”, “Газ I”, “Газ II” (1917-1920), где путь принимает форму замкнутого безысходного круга.Лит.: Szondi Р. Theorie des modernen Dramas. Frankfurt a. M., 1969; Evelein J.F. August Strindberg und das expressionistische Stationendrama. Eine Formstudie. New York; Washington, Bern, 1996. Мартынова O.C. Август Стриндберг и драма немецкого экспрессионизма. Диссертация. М., 1995.А.Мацевич
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.