“Драма пути”


“Драма пути”
(“Stationendrama”, по-русски употребляются также различные описательные выражения, в том числе “драма состояний”)
   драматургическое произведение, построенное в форме странствия героя, в котором каждая сцена или эпизод представляет собой пункт очередной остановки (“станции”) на его пути. Путь и остановки в такой драме означают не физическое перемещение героя в реальном пространстве, но служат условным, символическим обозначением “внутреннего” движения - развития души, стадий ее эволюции. Классические образцы “Д.п.” создал на рубеже XIX и XX веков А.Стриндберг*. В первых двух частях драматической трилогии “На пути в Дамаск” (1898) и в “Игре снов” (1901), которые он называл “пьесами снов” (drömspel), оформляются основные содержательные (философские, религиозные, этические, психологические) и структурные элементы этого типа драмы. Действие “Д.п.”, заключающееся в познании и самопознании, нравственном испытании и пробуждении, принимает форму движения по кругу, завершающегося возвращением в исходный пункт, но на новом уровне. Этим обусловлены, во-первых, характерная круговая композиция и зеркальная инверсия сцен-“станций”, во-вторых, фрагментарность драмы: действие течет не равномерно и непрерывно, а движется “скачками” от одной “станции” к другой, обозначая очередную ступень в душевной эволюции героя. В “Д.п.” отсутствуют сюжет и конфликт в их традиционном понимании. О конфликте можно говорить лишь как о столкновении всеобщих метафизических начал: добра-зла, света - тьмы и т.п. Время и место действия, как правило, неопределенны: “всегда” и “везде” или “сейчас” и “здесь”. Финал неоднозначен и подразумевает незавершенность и бесконечность пути; цель удаляется по мере приближения к ней и указывает лишь направление движения. Стихийно создавая новую драматическую форму, Стриндберг опирался на традицию романтической философской драмы, а также на собственный опыт автора сказочных пьес-странствий. Новый тип драмы означал решительный отказ от формулы натуралистической пьесы - принципа максимальной концентрации действия на основе единства места и времени.
   Форма “Д.п.”, наряду с “я-драмой”*, была воспринята и утверждена экспрессионистами. Начиная с Р.Зорге*, автора пьесы “Нищий” (1912), они широко использовали, развили и видоизменили ее, создав на ее основе ряд вариантов. Мотив духовного пробуждения и преображения продолжил Ф.Верфель* в драматической трилогии “Человек-зеркало” (1920), где круговой путь завершается выходом на новый уровень отношений с миром, в “высшую” реальность. Для героев драм “Мертвый день” (1912) Э.Барлаха*, “С утра до полуночи” (1916) Г.Кайзера*, мятущихся в поисках утраченной связи с миром, путь превращается в замкнутый круг, в котором обретение душевного равновесия или внутренней свободы возможно лишь ценой примирения с судьбой. В социально ориентированной утопической трилогии Г.Кайзера “Ад - Путь -Земля” (1919) путь героя, ведущий к преображению мира и человека, развертывается в восходящую прямую. Как противовес этой “идеальной” утопии воспринимается “реальная” трилогия Кайзера “Коралл”, “Газ I”, “Газ II” (1917-1920), где путь принимает форму замкнутого безысходного круга.
   Лит.: Szondi Р. Theorie des modernen Dramas. Frankfurt a. M., 1969; Evelein J.F. August Strindberg und das expressionistische Stationendrama. Eine Formstudie. New York; Washington, Bern, 1996. Мартынова O.C. Август Стриндберг и драма немецкого экспрессионизма. Диссертация. М., 1995.
   А.Мацевич

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "“Драма пути”" в других словарях:

  • Драма — Д. как поэтический род Происхождение Д. Восточная Д. Античная Д. Средневековая Д. Д. Ренессанса От Возрождения к классицизму Елизаветинская Д. Испанская Д. Классическая Д. Буржуазная Д. Ро …   Литературная энциклопедия

  • драма городская религиозная —         Драма на народном языке, явившаяся продуктом развития драмы литургической и сложившаяся в три крупные жанровые разновидности.         Миракль (фр. miracle, от лат. miraculum чудо) «ученый» жанр средневековой религиозной драмы. В миракле… …   Словарь средневековой культуры

  • Драма —     ДРАМА. Драма есть поэтическое произведение, изображающее процесс действия, так было признано теоретиками, начиная с Аристотеля. Основным элементом драматического произведения является изображаемое действие. В последнее время некоторые… …   Словарь литературных терминов

  • Драма народная — ДРАМА НАРОДНАЯ. Под термином «народная драма» можно понимать 1. драмы, созданные «для народа», и 2. драмы, создаваемые «народом». Здесь мы будем говорить о Д. н. лишь во втором смысле этого термина. Но даже и в этом случае термин все же требует… …   Литературная энциклопедия

  • Драма в Лифляндии — Un drame en Livonie …   Википедия

  • Драма (в литературе) — Драма (греч. dráma, буквально ‒ действие), 1) один из трёх родов литературы (наряду с эпосом и лирикой; см. Род литературный). Д. принадлежит одновременно театру и литературе: являясь первоосновой спектакля, она вместе с тем воспринимается и в… …   Большая советская энциклопедия

  • Пути и судьбы (фильм) — Пути и судьбы Жанр драма Режиссёр Яков Базелян Автор сценария Лилия Неменова В главных …   Википедия

  • Пути и судьбы — Жанр драма Режиссёр Яков Базелян Автор сценария Лилия Неменова В главных рол …   Википедия

  • ПУТИ И СУДЬБЫ — «ПУТИ И СУДЬБЫ», СССР, КИЕВСКАЯ киностудия, 1955, ч/б, 82 мин. Оптимистическая драма. Сельский врач Иван Бойко получает приглашение в столичную клинику. Здесь герой встречает институтского друга Дмитрия Костенко, преуспевающего доцента. Очень… …   Энциклопедия кино

  • Драма (род литературы) — У этого термина существуют и другие значения, см. Драма. не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы мо …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «“Драма пути”» >>


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.