- “Друзья (Товарищи) человечества”
- (“Kameraden der Menschheit”)одна из важнейших поэтических антологий экспрессионизма, изданная в 1919 Л.Рубинером*, отражает заключительный этап идейной эволюции ее составителя, вступившего в 1919 в КПГ. К этому времени Рубинер, один из самых активных сотрудников журнала “Акцион”*, значительно изменил свои взгляды на место литературы в обществе и на взаимоотношения поэзии и политики. Если в 1912 он писал: “Политика - это публичное провозглашение наших нравственных намерений [...]. Поэт вторгается в политику, это значит: он раскрывается, он обнажается. Он верит в свою интенсивность, в свою взрывную силу”, то в послесловии к антологии “Д.ч.”, которой Рубинер дал подзаголовок “Поэзия мировой революции” (“Dichtungen der Weltrevolution”), он признает уже только одну нравственно-политическую позицию: “Каждое стихотворение этой книги - это призыв его автора к борьбе против старого мира, к походу на новый человеческий материк социальной революции [...] Друзья человечества призывают к мировой революции”. Рубинер подчеркивал, что основным принципом отбора для него была “полностью выраженная, открытая, человеческая партийность”, но ни в коем случае не “жалкая позиция так называемой чисто художественной ценности”, которая, по его мнению, представляет собой буржуазный миф.В антологию включены произведения восемнадцати поэтов с отчетливо антивоенным, антимилитаристским и революционно-пролетарским содержанием. Композиционно сборник разбит на шесть тематических разделов (многие поэты представлены в нескольких разделах, если у них были стихи на соответствующую тему): 1. Интернационализм (Die Internationale); 2. Долой войну (Nieder mit dem Krieg); 3. Приготовление (Vorbereitung); 4. Возмущенные (Die Empörung); 5. Красная толпа (Die rote Schar); 6. Друзья человечества (Kameraden der Menschheit). В соответствии с интернациональным характером сборника в него включены тексты трех французских поэтов (в переводах на немецкий язык), занявших в начале I мировой войны активную антимилитаристскую позицию: М.Мартине, А.Гильбо, П.-Ж.Жув. Из немецких поэтов-экспрессионистов в антологии представлены: Л.Боймер*, Й.Р.Бехер*, А.Эренштейн*, К.Эйнштейн*, И.Голль*, В.Газенклевер*, А.Холичер*, Х.Лахман, Р.Леонгард*, К.Оттен*, Л.Рубинер*, Э.Толлер*, Ф.Верфель*, А.Вольфенштейн*, П.Цех. В антологию намеренно не были включены “так называемые рабочие поэты: как бывшие пролетарии они должны были знать, какое зло война принесла народу, но во время войны вели себя предательски и трусливо”. Речь идет об официальных “рабочих писателях” немецкой социал-демократии (Х.Лерш, А.Пецольд, К.Брегер, М.Бартель и др.), которые вместе со своей партией приветствовали империалистическую войну и решительно отвергали революционные методы борьбы.Элементы духовной и социальной утопии, свойственные антологии “Д.ч.”, присутствуют в визионерском характере мировосприятия подавляющего большинства экспрессионистов, хотя одни из них видели впереди “конец света” (Я.ван Ходдис*, Г.Гейм*, Г.Тракль* и др.), а другие - “светлое будущее” (как авторы, отобранные Рубинером). Но и те, и другие сходились в резко негативном отношении к современной им буржуазной цивилизации. Когда же после I мировой войны стало ясно, что искусство, хотя и может выразить понимание жизни, но не может ее преобразить, большинство из них задумалось о выборе более конкретной социально-политической позиции, и пути их расходились. Почти все авторы антологии остались верны своим революционным убеждениям, хотя жизнь заставила некоторых из них картину “светлого будущего” поменять на картину “конца света” - актом самоубийства завершили свою жизнь К.Эйнштейн, В.Газенклевер, Э.Толлер, А.Вольфенштейн.Соч.: Kameraden der Menschheit. Dichtungen der Weltrevolution. Eine Sammlung / Hg. L.Rubiner. Potsdam, 1919, 1971 (mit dem Vorwort von Fr. Albrecht. Leipzig); Gedichte des Expressionismus/ Hg. D.Bode. Stuttgart, 1986; Сумерки человечества. Лирика немецкого экспрессионизма. M., 1990.Лит.: Schneider F.J. Der expresssive Mensch und die deutsche Lyrik der Gegenwart. Stuttgart, 1927; Paulsen W. Expressionismus und Aktivismus, 1935; Rothe W. Der Aktivismus 1915-1920. 1969; Kraft H. Kunst und Wirklichkeit im Expressionismus. Mit einer Dokumentation zu Carl Einstein. Bebenhausen, 1972; Expressionismus. Der Kampf um eine literarische Bewegung / Hg. Paul Raabe. Zürich, 1987; Пестова H. Лирика немецкого экспрессионизма. Профили чужести. Екатеринбург, 1999.А. Гугнин
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.