“Зенит”

“Зенит”
(“Zenit”)
   сербско-хорватский литературно-художественный журнал. Выходил с февраля 1921 по июль 1926 сначала в Загребе, затем в Белграде. Всего вышло 43 номера. Издателем и главным редактором журнала был поэт-футурист Л.Мицич (1895-1971). Концепция издания, претендующая на универсальное революционизирующее значение, была изложена в его программной статье “Человек и искусство” (“Covek i umetnost”, № 1, 1921) и в “Манифесте зенитизма” (“Manifest zenitizma”, Библиотека “Зенита”, Загреб, 1921), который подписали, кроме самого Мицича, Б.Токин и И.Голль*, с воодушевлением принявший югославянский журнал и несколько лет представлявший его в Западной Европе.
   Как и многие экспрессионисты, зенитисты исходили из мысли, что I мировая война стала гранью человеческого существования, показав, “как глубоко человек пал”. После нее наступила новая эпоха - “великая эпоха конструкции”, “трансформизма”, “катарсиса”. Новой эпохе необходима новая религия и новое искусство, в качестве чего и предлагался зенитизм. Его главная задача - возрождение, освобождение и возвышение человека, цель - Зенит, высшая точка духовного и творческого подъема. “Зенитософия, - писал Мицич, - это последняя вертикаль духа, которая связывает Землю с остальными планетами. Она связывает три главные точки в пространстве: Землю - Солнце - Человека. Этот метакосмический треугольник есть главный зенитический символ”. Вертикальная устремленность утверждается вместо царящего в обществе плоского рационализма, бесперспективного индивидуализма, которые фальсифицируют “чистые” первобытные инстинкты, приводят к застою в обществе и порабощению человека. Творчество рождается в глубинной, “внеразумной” сфере человеческой души, будит в ней все общечеловеческое, надличностное, помогает разрушить косные формы старого мира. Зенитическая теория творчества зиждилась на “антиэстетике”, “деструкции всех формальных ценностей”, “свободном стихе”, на возрождении незамутненной, геометрически-определенной сущности слова, его конструктивной роли в создании культуры будущего.
   Бунтарский пафос зенитизма не был безадресным и тотальным. Главной его мишенью стала европейская цивилизация, которая порождает только “мертвые плоды” культуры. Для ее возрождения необходимо вмешательство варваров. Варварство - важнейшее звено теории зенитизма, условие разрушения старого мира и залог расцвета нового человеческого духа. Теоретики зенитизма считали, что энергия элементарных жизненных инстинктов победит апатию тех слоев общества, которые считаются носителями мысли, культуры и искусства. Варвары могут существовать в любой культурной среде (Ницше, Уитмен, Достоевский - “варвары, стоящие у истока”), однако в данный момент заповедником варварства в Европе являются Балканы. “Тип несентиментальной русско-балканской расы”- одновременно и носитель, и движущая сила нового мира, он “не инфицирован европейской дегенеративностью”, он весь в процессе становления, и поэтому за ним будущее. Своеобразное мистическое обобщение зенитизма - образ Варварогения, гениального творца, исполненного духом созидательного балканского варварства, воплощение простоты, непосредственности, вертикальной устремленности. Это синоним творческого синтеза, подарок Балкан одряхлевшей Европе.
   К другим особенностям журнала можно отнести его ярко выраженный интернациональный характер. В нем печатались поэты и художники не только из Югославии, но также из Германии, Австрии, Италии, Чехословакии, Польши, Советского Союза, Франции и других стран. Среди них такие известные как А.Барбюс, А.Блок, К.Эйнштейн*, И.Эренбург, М.Горький, К.Хайнике*, Г.Кайзер*, Г.Вальден*, В.Гропиус*, И.Голль, В.Хлебников*, С.Есенин, В.Кандинский*, Л.Кашшак*, X.Казак*, В.Маяковский*, Ф.Маринетти*, В.Мейерхольд, Б.Пастернак и др. Журнал помещал на своих страницах репродукции Г.Гросса*, Р.Шлихтера, Р.Хенкля, П.Пикассо, В.Татлина и др. “3.” придерживался неукоснительного правила: печатать только неопубликованные тексты, и притом на языке оригинала. Это был первый югославянский журнал, который сумел быстро и успешно интегрироваться в европейскую художественную среду. О нем охотно писала пресса разных стран мира (не только Европы). Он наладил тесное сотрудничество с авангардными печатными органами других стран. В немецком журнале “Арарат” И.Голль напечатал большой отрывок из “Манифеста зенитизма” (1921), в “Нойе Рундшау” (параллельно с “Зенитом”) - свою статью “Слово как начало. Попытка новой поэзии” (1922) - одну из важнейших разработок зенитистической художественной теории. Журнал “Штурм” в 1924 опубликовал эссе Л.Мицича “Зенитософия или энергетика творческого зенитизма” (“Zenitosofïja ili energetika stvaralaskog zenitizma”), которое в следующем году было перепечатано во многих других изданиях.
   Однако на родине судьба журнала была не столь удачной. Первоначально авторитет и размах издания привлекли к нему молодых литераторов разных ориентации (в том числе М.Црнянского*, Р.Петровича*, С.Винавера*, М.Ристича, Д.Алексича, М.Дединца и др.). Они не составляли монолитной творческой группы и не придерживались единой художественной программы. Но со временем авторитаризм и догматизм Мицича привели к тому, что многие сотрудники ушли из журнала (в 1924 - И.Голль, разочаровавшийся в обретении единой спасительной идеи).
   Постепенно Мицич пришел к крайней политизации своей программы. В 1926 он пишет статью “Зенитизм через призму марксизма” (“Zenitizam kroz prizmu marksizma”), где провозглашал: “Ненависть к буржуазии и капиталистическим прислужникам-интеллектуалам - это лавровый венец зенитизма! Долой современную тиранию! Долой Европу! Привет всем пролетариям мира! Да здравствует освобожденное новое общество! Да здравствуют варвары! Москва против Парижа, Восток против Запада!” Журнал был запрещен полицией, и Мицич был вынужден эмигрировать - в Париж. В эмиграции он выпускает несколько романов на французском языке в “зенитическом” духе, по возвращении становится идеологом “сербиянства” - крайне националистической идеологии, во время II мировой войны выступает на стороне четничества.
   Значение журнала - не столько в его программе (которую лишь кратковременно разделяли некоторые экспрессионистски настроенные поэты), сколько в широком размахе его деятельности и усилиях по созданию нового художественного климата в Сербии и Хорватии. Зенитизм был принципиально синтетическим течением, вобравшим в себя все открытия авангардного искусства. В его художественной программе можно обнаружить следы виталистически-мистических, юнгианских, феноменологических и других философских учений, дадаистских, футуристических и конструктивистских теорий. Это была яркая, национально окрашенная версия экспрессионизма с характерной для балканских народов предрасположенностью к иррационализму, склонностью к идеологизации и политике. Журнал способствовал интегрированию югославянских литератур в общеевропейский художественный процесс.
   Лит.: Марковип С.Ж. Зенитизам// Книжевност и je3HK. 1972. XIX/ 2-3; Markus Z. “Zenit”, Ljubomir Micic i Vasilije Kandinski // Delo, 1973. XIX / 6; Marcus Z. Zenitistiöka poezija// Delo. 1975. / 8; Marcus Z. Zenit i Der Sturm // Delo. 1976. / 5; Marcus Z. Zenitizam i avangardni pokreti u Zapadnoj Evropi// Delo. 1977. XXIII/ 3; Kornhauzer J. Dadaistiëka poezija zenitista u krugu srpske avangarde// Savremenik. 1978. XXV/ 4; Марковип С.Ж. Л>убомир Мицип // Из културне баштине ерпског народа у Хрватско]. Загреб, 1979; Голубовип В. Часопис “Зенит”// Книжевност, 1981. XXXVI / 7-8; Голубовип В., Суботип И. “Зенит” у “Книжевним новинама” // Книжевне новине. 1983. 27.01; Zenit i avangarda 20tih godina. Izlozba. Beograd, 1984; Српска авангарда у периодици. Београд, 1996.
   M. Карасева

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "“Зенит”" в других словарях:

  • Зенит-Е — Производитель КМЗ, БелОМО. Год выпуска 1965 1986 …   Википедия

  • Зенит-11 — Производитель Крас …   Википедия

  • Зенит-12 — Зенит 12сд Зенит 12хр Производитель КМЗ, БелОМО. Год выпуска 1983 1988. Тип Однообъекти …   Википедия

  • Зенит-4 — Зенит 4 …   Википедия

  • Зенит-С — «Зенит С» Производитель Красногорский механический завод. Год выпуска 1955 1961. Тип Однообъективный зеркальный ф …   Википедия

  • Зенит-АМ — Зенит АМ2 …   Википедия

  • Зенит-ЕТ — Зенит ЕТ …   Википедия

  • Зенит-3М — Зенит 3М …   Википедия

  • Зенит-19 — Зенит 19 …   Википедия

  • Зенит-16 — Зенит 16 …   Википедия

  • Зенит-18 — Зенит 18 …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»