Зорге, Райнхард


Зорге, Райнхард
(Йоханнес)
(Sorge, Reinhard [Johannes])
(29.01.1892, Риксдорф под Берлином - 20.07.1916, Абленкур, Франция)
   немецкий драматург и поэт. Сын городского чиновника; учился, с перерывом из-за стесненных материальных обстоятельств, в берлинских гимназиях; в 1909, после смерти отца в психиатрической лечебнице, переехал в Йену. В шестнадцать лет начал писать, ведя жизнь свободного художника. Испытал самые разные, быстро сменявшиеся влияния - от Гёте до Ибсена, С.Георге, А.Момберта, Р.М.Рильке, Р.Демеля* и др. Особую роль в его художественном становлении сыграли Ф.Ницше и А.Стриндберг*.
   Уже в раннем творчестве 3. прослеживается неприятие городской цивилизации, общественно-политической реальности и поиск “чистой жизни”, обретающий форму теософско-космического мистицизма. Ощущая себя пророком, 3. был убежден, что искусство должно стать религиозной “вестью”, а поэт - “провозвестником”. Вслед за неоромантиками 3. соотносил “весть” со стремлением жить духовно возвышенной жизнью, образ которой остается смутным и неопределенным. Эту “пылающую” внутреннюю жизнь он в ранних стихах, написанных в стиле гимнических призывов, пытался с помощью поэзии защитить от холодного внешнего мира. Солнце, свет, огонь - его главные поэтические символы. Экстатическое единство человека и Вселенной характеризует едва ли не все ранние произведения 3. Из сохранившихся известны незаконченная “Безымянная драма” (“Das namenlose Drama”, 1907), эпико-драматическая поэма “Дети земли” (“Kinder der Erde”, 1908) и драма “Старый дуб” (“Die alte Eiche”, 1908), в которой автор противопоставляет папу Бонифация VIII Лютеру. Стремясь к созданию нового типа драмы, 3. старался совместить натуралистическое и неоромантически-символическое начала. В период увлечения Стриндбергом он делал упор на внутреннем мире человека: герой жил исключительно духовной жизнью, с отвращением воспринимая все “внешнее”. Так, в одноактной драме “Юноша” (1910), первом законченном сочинении 3., действие сосредоточено на духовном мире молодого человека. В пьесе звучит излюбленный экспрессионистский мотив конфликта отцов и детей: юноша избавляется от старика, который понуждает молодых к самопожертвованию. Важную роль играет космическая символика: солнце как знак повторяемости, залог самоосвобождения личности. В “Одиссее” (1911), “драматической фантазии”, посвященной “провидцу вечного возвращения - Фридриху Ницше”, “вечное возвращение” также понимается как повторяющийся процесс освобождения мира и человека, связанный с жизнеутверждающей символикой света и солнца. Парадоксальность мистической идеологии 3. проявляется в том, что он призывает человека к переменам, к внутреннему преображению, будучи убежден в неизменности человеческой натуры.
   Известность 3. принесла пятиактная драма “Нищий” (“Der Bettler”, 1912), отмеченная (по предложению Р.Демеля) премией Клейста. В пьесе с подзаголовком: “Драматическая миссия”, “Eine dramatische Sendung” соединяются миссионерское сознание, пророческий пафос, мистическое погружение во внутренний мир человека, стремление к духовному обновлению. Нищий-Поэт, воплощение “чистого чувства” обретает черты Прометея из наброска одноименной драмы; оба они - творцы, пророки, полубоги. “Нищий” стал первой завоевавшей признание экспрессионистской драмой; в этом произведении впервые столь резко проявились антицивилизационные мотивы экспрессионизма. Освобождение юноши от всех “земных” связей - типичное экспрессионистское жизнеощущение; поэт, превыше всего ценящий свою миссию, может осуществить ее, лишь бросая вызов всему миру и тем достигая свободы. Как поэт он борется с меценатом и с закоснелой публикой, как сын - с безумным отцом и страдающей матерью, как брат - с сестрой, как юноша - с возлюбленной. Поскольку Поэт не вступает в диалог с внешним миром, структура пьесы экстатически-монологична.
   Пять актов пьесы - разрозненные этапы (“станции”) пути Поэта (см. “Драма пути”*), переданные с широким использованием символики. Этапы развития героя-акты самопреодоления; в финале Поэт и зрители должны слиться в религиозном экстазе. Сцена представляет собой алтарь, у которого совершается жертва героя-спасителя: он становится “нищим”, уходит в изгнание, чтобы обновить и улучшить себя и весь мир. Символический восход солнца в финале означает все то же “вечное повторение”.
   После 1912 поэтические и драматические сочинения 3. все больше напоминают средневековые религиозные мистерии. В “Суде над Заратустрой” (“Gericht über Zarathustra”, 1912), жанр которого обозначен как “видение” (“Vision”), драматург вступил в полемику со своим недавним кумиром Ницше. Одноактная драма “Гунтвар. Школа пророка” (“Guntwar. Die Schule eines Propheten”, 1912), автобиографически продолжающая “Нищего”, превращается в “суд над человеком нашего времени”. Поэзия 3. все больше напоминает литургию. После женитьбы (1913) и двух путешествий в Италию он вместе с женой перешел в католичество, принял имя Иоханнес и переехал в Швейцарию. Он готовился стать католическим священником, но в мае 1915 был призван на фронт и скончался от тяжелых ранений в возрасте двадцати четырех лет в лазарете под Абленкуром.
   Соч.: Lieder eines Unwürdigen. 1914; Mystische Zwiesprache. Gedichte. 1914; Metanoeite. Drei Mysterien. 1915; Auswahl und Einführung. 1924; Der Jüngling. Die frühen Dichtungen. 1925; Nachgelassene Gedichte. Bd. 1-2. 1962-1964.
   Лит.: Musil R. Eine dramatische Sendung// Die neue Rundschau. 1913; Spael W. Reinhard Johannes Sorge. 1920; Rockenbach M. Reinhard Johannes Sorge. 1923; Fuchs l\ Reinhard Johannes Sorges Weg// Hochland, 1926, 1927; Sorge S.M. Unser Weg. 1927; Humfeld M.S. Reinhard Johannes Sorge. Ein Gralsucher unserer Tage. 1929; Hullen W. Der Expressionismus und Reinhard Johannes Sorge // Begegnung. 1950; Luecques C. Le poids du monde. Rilke et Sorge. 1962; Bruhwiler J.A. Reinhard Johannes Sorge. Die Rolle des Bettlers in seinem dramatischen Gesamtwerk. Diss., Cincinnati, 1966; Schumacher H. Reinhard Johannes Sorge // Expressionismus als Literatur. Bern; München, 1969.
   И.Млечина

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Зорге, Райнхард" в других словарях:

  • Sorge, Reinhard —    см. Зорге, Райнхард …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Йена (город) — Эта статья  о городе в Германии. О денежной единице Японии см. Японская иена. У этого термина существуют и другие значения, см. Йена. Йена Jena Герб …   Википедия

  • Деренбург — Город Деренбург Derenburg Герб …   Википедия


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.