Издательское дело

Издательское дело
   в Германии пережило вместе с экспрессионизмом быстрый подъем. Новое движение создавало многочисленные издательства и собственные печатные органы, вокруг которых формировался круг единомышленников. По данным “Адресной книги немецкой книжной торговой палаты” в 1910 были зарегистрированы 442 издательства, специализировавшиеся на публикации художественной литературы. Берлин как центр литературной жизни стал также центром книгоиздания и в 1910 насчитывал 114 издательств, Лейпциг - 97, Штутгарт - 24, Мюнхен - 22. Наряду с журналами начали выходить в свет различные книжные серии. Так, издательство “Акционс-ферлаг” (“Aktions-Verlag”) выпускало помимо журнала “Акцион”* поэтическую серию из 160 номеров “Красный петух” (“Der rote Hahn”, 1917-1925), книжные серии новой поэзии “Поэзия Акцион” (“Aktions-Lyrik”, 1916-1922); “Акционс-бюхер дер этернистен” (“Aktionsbücher der Aeternisten”, 1916-1921 ); “Политическая библиотека "Акцион"” (“Politische Aktionsbibliothek”), “Литературная библиотека "Акцион"” (“Literarische Aktionsbibliothek”). В издательстве журнала “Штурм”* (“Verlag Der Sturm”, с 1914) вышли отдельными книгами стихи, прочитанные на литературных вечерах “Штурма” в 1914-1918 (“Sturm-Abende”, 1918); ежегодник “Штурм-бюне” (“Sturm-Bühne”), а также “Папки” (“Mappen”) с произведениями О.Кокошки*, Ф.Марка*, П.Клее*, Л.Файнингера*. Некоторым издателям удалось создать солидную финансовую базу для обеспечения продуктивной деятельности в течение долгого времени, причем, как правило, в их работе не преобладали коммерческие интересы. Если ) многочисленные “старые” издательства возглавляли профессионалы, пришедшие к этой деятельности после окончания специальных факультетов книготорговли и издательско-I го дела, то новый тип издателя сложился именно в эпоху экспрессионизма, когда писатели находили финансовые возможности печатать свою собственную литературную продукцию, без оглядки на вкусы публики.
   В создании издательств экспрессионизма отчетливо прослеживаются две волны, которые разделяет I мировая война. Первым малым издательством экспрессионистского типа было издательство “Альфред Рихард Мейер” (“Alfred Richard Meyer”, с 1907), в котором сам А.Р.Мейер, редактор отдела фельетонов и меценат по призванию, “искатель литературных кладов”, может служить примером издателя-автора (как литератор он известен под псевдонимом Munkepunke). Свое дело он полностью финансировал из своего редакторского жалованья, вместе с женой собственноручно верстал и скреплял выходившие журналы и ; книги. Благодаря ему свет увидели произведения его друга Х.Лаутензака (в дальнейшем соиздатель журнала “Ди бюхерай майандрос”), стихи П.Цеха*. Х.Кароссы, З.Фридлендера (Миноны). А.Р.Мейер, в отличие от Х.Вальдена* или Ф.Пфемферта, не исповедовал определенной теории искусства, любые догматические претензии были ему чужды, поэтому изданные им поэтические антологии “Мистраль”* (1913), “Танцзал”* (1912), “Новый Фрауенлоб”* (1919) отчетливо представляют неоднородность тенденций в литературе этого периода. По причине крайне ограниченных финансовых возможностей он прибег к испытанной форме печатной продукции - изданию так называемых “Поэтических листовок” (1907-1923), тонких тетрадочек без твердой обложки, но именно благодаря этой серии А.Р.Мейер вошел в историю как первый издатель и меценат раннего экспрессионизма. Столь же не обеспеченным прочной финансовой базой было издательство “Хайнрих Ф.З.Бахмайр” (“Heinrich F.S.Bachmair”), организованное в 1911 в Берлине студентом-германистом Х.Бахмайром специально для публикации своего друга Й.Р.Бехера*. В 1912 Х.Бахмайр переносит издательство в Мюнхен, не разрывая контактов с Берлином. Печатает Э.Ласкер-Шюлер, А.Михеля и собственные произведения, а также поддерживает и финансирует выход журналом “Революцион”* и “Ди нойе кунст” (“Die neue Kunst”, “Новое искусство”), сыгравших важную роль в становлении экспрессионизма в Мюнхене.
   Около 1910 возникает ряд малых издательств, которые не сразу стали известны широкой публике: “Эрих Райе” (“Erich Reiss”), “Густав Киненхойер” (“Gustav Kiepenheuer”), “Эрнст Ровольт” (“Ernst Rowohlt”), “Герман Мейстер” (“Hermann Meister”), “Рихард Вейсбах” (“Richard Weissbach”). С 1913 начинается процесс укрупнения малых издательств, например, появляется издательство “Курт-Вольф-Ферлаг” (“Kurt Wolff Verlag”), которому удается развернуть широкую деятельность по популяризации новой литературы и искусства. Происходит также активизация издательской деятельности в других центрах экспрессионистского движения, например, в Гейдельберге, где Р.Вейсбах издал антологию “Кондор”* и стихотворный сборник “По улице вдоль привеяло меня” Э.Бласса*, заявившие в 1912 о появлении новой поэзии. Также в Гейдельберге Г.Майстер выпускал один из интереснейших журналов экспрессионизма “Сатурн” (“Der Saturn”). В его издательстве вышла первая антология экспрессионистской прозы “Потоп” (“Flut”, 1912), антология рейнских поэтов “Предвестник” (“Fanale”, 1913) и антология венской лирики “Ворота” (“Die Pforte”, 1919). Шеститомная серия “Поэтическая библиотека” (“Lyrische Bibliothek”, 1913-1914), изданная Г.Майстером в издательстве при журнале “Сатурн”, представила новую поэзию П.Мейера, Р.Леонгарда, Я.Пикара, Р.Фукса, К.Мойрера, Р.М.Кагена, внеся существенный вклад в популяризацию экспрессионизма до I мировой войны. Вена и Прага тогда не имели подобных издательств. Пражцы, пытаясь выйти из языковой и этнической изоляции, печатались, в основном, в Лейпциге и Мюнхене у Э.Ровольта и К.Вольфа.
   “Старые” издательства до 1914 печатали экспрессионистскую литературу от случая к случаю. Например, в 1911 в издательстве “Аксель Юнкер” (“Axel Junker”) выходит первый сборник стихов Ф.Верфеля* “Друг человечества (“Der Weltfreund”); “З.Фишер-Ферлаг” напечатал в 1912 драму Р.Й.Зорге* “Нищий”, а в 1914 - драму Г.Кайзера* “Граждане Кале”, но роль этих издательств в продвижении новой литературы осталась все же незначительна. Так, из 135 наименований, вышедших в издательстве “З.Фишер” за 1912-1914, только восемь произведений принадлежали экспрессионистским авторам. Лишь после I мировой войны “старые” издательства несколько активизировались в этом направлении: в издательстве “Георг Муллер” (“Georg Muller”) вышли Л.Франк*, А.Эренштейн*, А.Дёблин*; издательство “Инзель” (“Insel”) выпустило полное собрание сочинений Т.Дойблера*, книги Й.Р.Бехера, А.Эренштейна, К.Штернгейма*, а издательство “З.Фишер” издало П.Корнфельда*, А.Дёблина, А.Эренштейна, Г.Зака. Во время войны 1914-1918 издательское дело было крайне затруднено, так как цензура заставила замолчать всех пацифистски настроенных литераторов. Действующие издатели либо эмигрировали (Р.Шикеле*), либо сумели найти форму работы в подцензурных условиях (Ф.Пфемферт*).
   К концу I мировой войны начинается второй подъем издательского дела, который инициировали и возглавили экспрессионисты поколения 1890-х. Так, двадцатилетний В.Херцфельде в 1916 покупает литературный ежемесячный ученический журнал “Нойе югенд”* (“Neue Jugend”), “Новая молодежь” и начинает печатать в нем роман Э.Ласкер-Шюлер “Малик”. Изобретательность юного издателя, представившего цензуре фантастическую историю Малика как турецкого принца и сателлита немецкого рейха, позволила в политически неблагоприятных условиях создать в 1917 издательство “Малик-ферлаг”* (“Malik Verlag”), которое успешно проработало до 1947. Так же из ученического журнала “Дахштубе” (“Die Dachstube”, “Мансарда”), редактируемого пятнадцатилетним Й.Вюртом, К.Мариэндорфом и Т.Хаубахом, в 1917 сформировалось издательство “Дахштубе” (сотрудники: К.Мариэндорф, Х.Шиллинг, М.Крель, К.Эдшмид*), отличавшееся высоким полиграфическим качеством своей продукции.
   В 1917 в Дрездене издательство “Дрезднер-ферлаг” (“Dresdner Verlag”) затевает широкомасштабную акцию по публикации поэтических серий, задуманных как конкурентов “Судного дня”* К.Вольфа*. За 1917-1919 выходят 13 номеров серии “Поэзия юных” (“Dichtung der Jüngsten”), а с 1918 по 1920 параллельно издаются 35 номеров серии “Новейшее стихотворение” (“Das neueste Gedicht”). Эти издания широко представили лирику В.Райнера, Б.Бренк-Калишер, X.Шиллинга, Р.Дитриха, К.Бока, О.М.Графа, А.Р.Лейнерта, Г.Ауслегера, Р.Фишера, А.Шнака, И.Голля*. На базе “Дрезднер-ферлаг” в 1917 образовалось издательство позднего экспрессионизма: “Феликс Штимер-ферлаг” (“Verlag Felix Stiemer”), сотрудники которого В.Райнер, Ф.Штимер, Х.Шиллинг и Р.Хаусман задались целью сплотить творческие силы в тот момент, когда возникла необходимость определиться с практическими поступками в конкретной революционной ситуации. Эту миссию до 1921 выполнял журнал “Меншен”* (“Menschen”), печатавшийся в этом издательстве. В Ганновере в 1919 возникло издательство “Штегеман” (“Steegemann Verlag”), которое до 1922 выпускало поэтическую серию “Зильбергойле” (“Silbergäule”, “Серебряные кони”). В ней наряду с известными авторами (Р.Леонгард, К.Эдшмид, Л.Боймер, М.Крель, Минона (Фридлендер), Клабунд*, В.Клемм*, А.Шнак, В.Хабихт, Х.Шиллинг; дадаисты К.Швиттерс, Х.Арп, Р.Хюльзенбек) издавались и малоизвестные писатели провинциальных городов. Издатель серии утверждал, что “эта неразборчивость в выборе хранит в себе некую скрытую систему - великий хаос нашей духовной жизни”. В этом же году Э.Ровольт, объединившись с В.Газенклевером и К.Пинтусом*, организует в Берлине свое второе издательство, выпустившее в свет антологию “Сумерки человечества”* (1920). Последние всплески экспрессионистского издательского дела (“Густав Кипенхойер”- “Gustav Kiepenheuer”, “Пауль Кассирер”- “Paul Cassirer”, “Роланд Ферлаг” - “Roland Verlag”, “Эдуард Штрахе” - “Eduard Strache”, “Дер Цвееман” - “Der Zweemann”) связаны, в основном, с переизданиями, выпуском полных собраний сочинений и антологий (в 1919-1921 в разных издательствах вышли восемь антологий экспрессионистской литературы). К 1925 экспрессионистская издательская деятельность резко сокращается, а в 1933 окончательно прекращается.
   Лит.: GoepfertH.G. Der expressionistische Verlag. Versuch einer Übersicht// Branderburger Vorträge, 1962; GuenterH. Alfred Richard Meyer (Munkepunke), der Mensch, der Dichter, der Verleger// Imprimatur. N.F. 6. Frankfurt a. M., 1969; Pirsich V. “Der Sturm”. Eine Monographie. Herzberg, 1985; Pirsich V. Verlage, Pressen und Zeitschriften des Hamburger Expressionismus// Archiv fur Geschichte des Buchwesens. Bd. 30. Frankfurt a. M., 1988; Viesel H. Der Verleger Heinrich F.S. Bachmair: 1889-1960. Expressionismus, Revolution und Literaturbetrieb. Berlin, 1989.
   Н.Пестова

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Издательское дело" в других словарях:

  • Издательское дело — Издательское дело  вид человеческой деятельности, отрасль экономики, специализирующаяся на подготовке, создании и массовом распространении информации, печатной, музыкальной продукции и прочих видов контента. Изначально издательское дело было …   Википедия

  • ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО — отрасль культуры и производства, связанная с подготовкой, выпуском и распространением книг, журналов, газет, изобразительных материалов и других видов печатной продукции …   Большой Энциклопедический словарь

  • Издательское дело —         отрасль культуры и производства, связанная с подготовкой, выпуском и распространением книг, журналов, газет, изобразительных материалов и других видов печатной продукции. Уровень, объём и направление И. д. определяются материальными,… …   Большая советская энциклопедия

  • издательское дело — отрасль культуры и производства, связанная с подготовкой, выпуском и распространением книг, журналов, газет, изобразительных материалов и других видов печатной продукции. * * * ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО, отрасль культуры и производства …   Энциклопедический словарь

  • издательское дело — 3.5 издательское дело: Область культуры и производства, связанная с организацией издательств и их деятельностью по подготовке, выпуску и распространению издательской продукции. Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Издательское дело, издательство — – отрасль культуры и производства, связанная с подготовкой, выпуском и распространением книг, журналов, газет, изобразительных материалов и других видов печатной продукции. Уровень, объем, и направление издательской деятельности определяются… …   Энциклопедический словарь СМИ

  • Издательское дело — Под издательским делом понимается деятельность по созданию издательств и полиграфических предприятий, подготовке, изготовлению и выпуску печатной продукции... Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ИЗДАТЕЛЬСКОМ ДЕЛЕ …   Официальная терминология

  • Издательское дело — область деят ности, связ. с выпуском печатной продукции, составная часть книж. дела (наряду с книж. торговлей, библиографией и др.). И. Д. в России началось с появлением первых типографий (сер. 16 в.). В России изд ва почти всегда находились под… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Полиграфия и издательское дело — Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное …   Википедия

  • Музыкально-издательское дело — Музыкальные сочинения (раньше всего вокальные сочинения духовн. содержания) до изобретения книгопечатания распространялись в списках, рассылавшихся в разные страны. Изобретение книгопечатания вызвало и попытки нотопечатания (см. Ноты). Большого… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»