- “Аркадия”
- (“Arkadia”, 1913)одна из наиболее значительных антологий экспрессионизма, которой издательство К.Вольфа* начало самостоятельную деятельность. Составитель М.Брод*. Антология симптоматична с точки зрения тенденций немецкой литературы 1910-х - задуманная как ежегодник, она должна была служить утверждению молодой поэзии экспрессионизма. Хотя ряд ее авторов, так же, как и в антологии “Мистраль”*, не принадлежал к экспрессионизму (К.Тухольский, М.Хайман, М.Мелль, В.Шпейер, Ф.Бляй, Х.Лаутензак), в ней четко проступает эстетическое кредо, сформировавшееся под влиянием идей Ф.Ницше о “фатальности родства с дурными и мнимо противоположными ценностями”. Идея неочевидности мира и амбивалентности отношения к нему в лаконичной форме воплотилась в художественной миниатюре Х.Э.Якоба “Спящий в купе незнакомец” (“Fremder Schlafer im Kupee”).В антологии три раздела: драма (Р.Вальзер, Ф.Верфель*, Ф.Бляй), эпика (Ф.Кафка*, О.Штёссель, М.Хайман, М.Мелль, О.Баум, В.Шпейер, М.Берадт, М.Брод*, А.Вольфенштейн*, Х.Яновиц, К.Тухольский, Х.Э.Якоб, Р.Вальзер) и поэзия (Ф.Бляй, Р.Вальзер, М.Брод, Х.Лаутензак, О.Пик*, Ф.Яновиц). Среди восемнадцати опубликованных в “А.” авторов доминируют десять представителей немецкоязычной пражской литературы, для которых, после прекращения выхода в октябре 1912 “Гердер-блеттер”*, “А.” расширила крайне ограниченные возможности публикации (М.Брод знал большинство пражских писателей лично); остальные восемь авторов принадлежали к кругу единомышленников К.Вольфа. Благодушное название антологии, которое, по мнению Ф.Кафки, “больше подходило для названия какого-то винного погребка”, Брод объяснял тем, что настоящая литература “источает непостижимую тишину, глубочайшее умиротворение”. Художественно-эстетическую задачу антологии М.Брод формулировал как издание “неангажированной поэзии в противовес литературной революции” и как поэтическое воплощение “тоски по идиллически-монументальной форме”. В предисловии он саркастически упомянул многочисленные малые периодические издания, которые “считают своим долгом украсить себя передовицей с актуальными экономическими или национальными проблемами”. Хотя имени не было названо, К.Краус* безошибочно принял этот выпад на свой счет, что имело для “А.”, ее авторов и издателей печальные последствия: К.Вольф, высоко ценивший Крауса, вынужден был ради дальнейшего сотрудничества с ним отказаться от замысла продолжить издание “А.”.Антология не имела большого читательского отклика, ее тираж (1000 экземпляров) продавался несколько лет. Признание пришло позже, когда выяснилось, что “А.” спасла от забвения “Приговор” (“Das Urteil”) Ф.Кафки. С “А.” началась популярность А.Вольфенштейна, выступившего здесь впервые с новеллой “Дика” (“Dika”). Но своим величайшим открытием М.Брод считал Ф.Яновица*, который был представлен сразу шестнадцатью стихотворениями. Значение “А.” как знаменательной вехи в кардинальной смене художественной парадигмы рубежа XIX и XX вв. было оценено только в 1960-е.Лит.: “Arkadia”. Ein Jahrbuch für Dichtkunst/ Hg. M.Brod. Leipzig, 1913; Brod M. Streitbares Leben. Autobiographie. München, 1960; Brod M. Über Franz Kafka. Frankfurt a. M., 1966; Dietz L. Das Jahrbuch für Dichtkunst “Arkadia”// Philobiblon. 1973. 17.Н.Пестова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.