Йосс, Курт


Йосс, Курт
(Jooss, Kurt)
(12.01.1901, Вассеральфинген, Вюртемберг - 22.05.1979, Хейльбронн)
   немецкий танцовщик, балетмейстер и педагог. Сын владельца крупной фермы и пивоварни. В 1919 поступил в Штутгартскую консерваторию (Высшую музыкальную школу), где начал обучаться пению, специализируясь также по классу фортепиано и гармонии и параллельно занимаясь дикцией и театральным искусством. Решающее влияние оказали на него встреча в 1920 с Р.Лабаном и постановки М.Вигман. Й. поступил в труппу Лабана, а в 1924 начал самостоятельную работу в качестве “постановщика движения” в муниципальном театре Мюнстера, известном своими авангардистскими спектаклями. Подготовленные им для хореографических программ номера - “Персидская сказка” (на музыку Веллеса, 1924), “Демон” (на музыку П.Хиндемита, 1925) и др. - отмечены влиянием поэтики экспрессионизма и других направлений авангардного искусства, в частности, сюрреализма.
   Одним из первых осознав необходимость синтеза свободного и классического танца (а также пантомимы и других средств сценической выразительности), Й. продолжил изучение техники и традиций классического балета в Париже и Вене. В 1927 вместе с балетмейстером З.Ледером он основал в Эссене школу “Фолькванг” с отделением танца, преобразованным в 1928 в “Фолькванг танцтеатер”, которым руководил, одновременно возглавляя балетную труппу в эссенской Опере (1930-1933). Здесь Й. поставил ряд балетов в экспрессионистской манере: “Король Дроздобород” (на музыку В.А.Моцарта, 1929), “Комната13” (на музыку Ф.Коэна, 1929), “Павана” (на музыку М.Равеля, 1929), “Петрушка” (на музыку И.Стравинского, 1930), “Коппелия” (на музыку Л.Делиба, 1931), “Блудный сын” (на музыку С.Прокофьева, 1931).
   Й. проявил себя как балетмейстер-новатор, стремившийся к отражению в танце проблем современности, к его сближению с действительностью. Считая, что танец способен не только нести большое духовное содержание, но и противостоять разрушительным силам, Й. расширил тематику своих постановок, выводя ее за пределы традиционных балетных образов и сюжетов и обращаясь к острым политическим темам. Эти тенденции наиболее ярко воплотились в балете “Зеленый стол” (“La Table Verte”, музыка Ф.Коэна), премьера которого состоялась в Париже в 1932 в рамках Международного конкурса хореографов. Соединивший в себе эстетическое и идейно-тематическое новаторство, “Зеленый стол” был удостоен первой премии. Став вершиной творчества балетмейстера, он признан эталонным произведением экспрессионистского балета и поныне сохраняется в репертуаре театров, в том числе и основанных на традициях классического балета. “Зеленый стол” построен как серия картин, обрамленных небольшой интродукцией и повторяющим ее “эпилогом”. В первой сцене по обе стороны покрытого зеленым сукном стола, как у разделительной черты, расположились дипломаты, обсуждающие судьбы человечества. Пластическая основа сцены - гиперболически стилизованные бытовые движения и жесты. Ансамбль то отшатывается от стола, то склоняет головы в согласие, иногда над ними вскидываются чьи-то указующие персты и кулаки или чокаются невидимыми бокалами руки в белых перчатках. В сатирической сцене кривляются гротескные безжизненные маски, заводные манекены. Нарочитая утрировка движений подчеркивает бессмысленность дипломатической игры, которая прикрывается мнимыми заботами о судьбах человечества. Картина получает подспудно ожидаемое и все же неожиданное разрешение: оглушительный выстрел пистолета возвещает начало войны.
   Последующие эпизоды рисуют картины военных бедствий: проводы солдат на фронт, жестокие батальные сцены, горе женщин и, наконец, печальное возвращение уцелевших среди всеобщего хаоса и разрушения. Сценические образы создаются преимущественно средствами свободного танца - тяжелого, с падениями, ползками, катанием по полу, но и с отдельными элементами классического балета (па-де-де молодого солдата и девушки), а также с вкраплением бытовых движений, жестов и поз.
   Военные сцены проходят под надзором Смерти, партию которой исполнял сам Й. Она - воплощение разрушительных, враждебных человеку сил, реминисценция мистерий и образов немецкой графики от Средневековья до Дюрера, и в то же время - важнейший в балете элемент экспрессионистской эстетики, который выводит действие на уровень обобщений универсального порядка. Равнодушная к человеческому горю Смерть повелевает судьбами человечества, а собравшиеся за зеленым столом дипломаты - лишь ее жалкие прислужники. Балет завершается репризой начальной сцены. В контрапунктном звучании издевки и подлинного трагизма выражен страстный протест против войны и порождающего ее мироустройства.
   С приходом нацистов к власти в Германии в 1933 Й., попавший в число неблагонадежных лиц, отказался от требования приспособить свои постановки к пропагандистским целям нацизма и исключить из труппы евреев. Спасаясь от ареста, он вместе с труппой эмигрировал из Германии. Обосновавшись в Англии, он вновь открыл балетную школу и поставил ряд балетов в экспрессионистском стиле, которому остался верен на протяжении всего творческого пути, обращаясь при этом как к классической музыке, так и к произведениям современных композиторов. В их числе - “Семь героев” (музыка Г.Пёрселла в обработке Ф.Коэна, 1933); новая постановка “Блудного сына” (музыка Ф.Коэна, 1933); “Компания на постоялом дворе” (музыка Л. ван Бетховена в обработке Кука, 1943) и др., с этими постановками труппа выезжала на гастроли в Западную Европу и в Америку. Труппа распалась в 1947. По возвращении на родину в 1949 Й. осуществлял постановки в различных театрах Германии и других стран, участвовал в музыкальных фестивалях, в частности, с 1968 по 1973 в Зальцбурге. Погиб в автокатастрофе. Теоретические разработки и творческая практика Й. оказали большое влияние на развитие искусства танца в XX в., особенно свободного танца.
   Лит.\ Moore L. Artists of the Dance. London, 1969; Dictionnaire du ballet moderne. Paris, 1957; Балет. Энциклопедия. M., 1981.
   M. Коренева

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Йосс, Курт" в других словарях:

  • Йосс К. — ЙОСС (Jooss) Курт (р. 12.1.1901, Вассеральфинген – 29.5.1979, Хейльбронн), нем. артист, балетмейстер и педагог (ФРГ). В 1919–21 учился в Высшей муз. школе в Штутгарте, затем работал с балетм. Р. Лабаном в т рах Мангейма и Гамбурга. В… …   Балет. Энциклопедия

  • Jooss, Kurt —    см. Йосс, Курт …   Энциклопедический словарь экспрессионизма


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.