Йост, Ганс

Йост, Ганс
(Johst, Hanns)
(08.08.1890, Зеерхаузен под Ошацом - 23.08.1978, Рупольдинг)
   немецкий драматург, прозаик, поэт. Учился в гимназии в Лейпциге; готовился к миссионерской деятельности, работал санитаром в Бетеле. Позднее изучал медицину (Лейпциг), филологию и искусствознание (Мюнхен, Вена, Берлин), был актером. В 1914 добровольцем ушел на фронт. Участвовал в деятельности экспрессионистского кружка К.Вольфа*. Печатался в журнале “Акцион”*, его поэтические опыты Ф.Пфемферт* еще в 1915 опубликовал среди других “Стихов с поля боя”, направленных против войны. Из ранних произведений Й. обращает на себя внимание новелла “Йохан Шустер” (“Johann Schuster”, 1915), рисующая трагическую судьбу бедного крестьянина, призванного на фронт.
   Первое сценическое произведение Й. - одноактная драма “Час умирающих” (“Stunde der Sterbenden”, 1914) - “пьеса голосов” (“Stimmenspiel”), представляющая войну как “трагедию человечества”, как “форум великого мученичества”. Раненые, контуженные, свои и чужие, ждут смерти, страдая от голода, холода и жажды; заглушаемые ливнем, звучат в темноте голоса умирающих. В пьесе использованы характерные для экспрессионистской драмы приемы: аллегорические мотивы, патетика, стилизованная форма, игра голосов, смена света и тени и др. В “экстатическом сценарии” “Молодой человек” (“Der junge Mensch”, 1916), где снова испытывались экспрессионистские художественные средства, изображался инспирированный жизненным опытом автора путь молодого человека через нищие годы учебы, бездомность, клинику для нервнобольных к могиле. Мотив мятежа юного героя против учителей, школы, общества несет на себе следы влияния “Сына” В.Газенклевера*, хотя и не достигает его художественного уровня. Персонажи Й. превращены в ходячие лозунги, чрезмерная патетическая риторика и возвышенный пафос плохо согласованы с самой материей драмы; он “вынужден производить много шума, чтобы поверить собственному голосу” (Х.Иеринг). И хотя К.Пинтус* в 1917 приветствовал Й. как “товарища” и “предшественника”, а драму “Молодой человек” как “взрывное поэтическое произведение”, уже тогда стало очевидным, что Й. берет от экспрессионизма лишь технику, не испытывая внутреннего родства с ним. Чисто внешнее усвоение экспрессионистских приемов характерно и для других сочинений Й. даже раннего периода, когда он еще декларировал, как в автобиографическом романе “Начало” (“Der Anfang”, 1917), любовь к человеку, братство и свободу. Эмфатические ссылки на миссию поэта, призванного служить человеку и борьбе за свободу и братство, содержатся и в поэтическом сборнике Й. “По направлению к дороге” (“Wegwarts”, 1915). В сборнике “Акционсбух” (“Aktionsbuch”, 1917), посвященном, как и сам журнал “Акцион”, “интернациональной культуре и дружбе народов”, Ф.Пфемферт опубликовал антимилитаристскую пьесу Й. “Утренняя заря” (“Morgenröte”).
   В те же годы Й. создал ряд непритязательных в художественном отношении, но искусно скроенных пьес, имевших немалый сценический успех. Среди них “крестьянская комедия” “Солома” (“Stroh”, 1916) и сатирическая “бюргерская комедия” “Иностранец” (“Ausländer”, 1916), созданная под заметным влиянием К.Штернгейма* и направленная против сугубо материального подхода к браку. Умело выстроены и поверхностные по сути одноактные комедии “Господин Мсье” (“Herr Monsieur”, 1925) и “Мармелад” (“Marmelade”, 1926). В драме “Одинокий” (“Der Einsame”, 1917) Й. изобразил последние пять лет жизни немецкого писателя Х.Д.Граббе, который отказывается от “теории”, “объективности” и прочих “изощренностей”, наслаждаясь “святой неразумностью” и силой чувств. И здесь драматург лишь использовал экспрессионистские приемы, по сути уже будучи мало связан с экспрессионизмом.
   Послереволюционный период, разрушивший надежды многих экспрессионистов на переустройство мира и рождение “нового человека”*, усилил наметившуюся и у Й., особенно явственно в драме “Король” (“Der König”, 1920), идеологическую переориентацию. Уже в 1919, отходя от экспрессионизма, он требовал “трезвой деловитости”, осуждал “остроумные идеологии” и “красивые слова”. Однако в дальнейшем Й. все больше говорил о “национальных святынях” и о “любви к родине” как о высших ценностях. В романе “Крестный путь” (“Kreuzweg”, 1922), завершившем экспрессионистский период его творчества, симпатии автора на стороне одного из двух противопоставленных друг другу персонажей - врача, который преодолевает искушение научного материализма и экспрессионистского идеализма и становится “страстным помощником своей отчаявшейся и больной родины”.
   В 1920-е в центре программных заявлений Й. - связь творческой личности с народом и нацией; он все чаще обозначал искусство как “народное” (“völkisch”). Его полемика теперь направлена против таких понятий, как интеллект, прогресс, цивилизация; а предпочтительными жанрами стали рассказы в народном духе, тенденциозные эссе и передовицы, а также умело выстроенные националистически и пронацистски окрашенные драмы: “Пророки” (“Propheten”, 1923), “Томас Пейн” (“Thomas Paine”, 1927) и наиболее известная из них, ставшая программным сочинением национал-социализма, “Шлагетер” (“Schlageten), 1933), где Й. уже вполне определенно высказывался в поддержку “национального народного духа” и “культового общинного театра” как главной формы “народного драматического искусства”. Присущий экспрессионизму утопизм принимал новые формы, воплощаясь в идее национальной и расовой общности. Современной цивилизации и театру как моральной инстанции в духе Шиллера Й. противопоставлял “мифическое” и “метафизическое”, немецкую “душу”, культ “народного” и культовую зрелищность, обращенную к “голосу крови”. Все это в конце 1920-х привело его в ряды нацистского движения. После прихода нацизма к власти Й. выступил как “духовник нации”, создавая пропагандистские сочинения и разного рода нацистский кич, стал одним из самых видных функционеров от культуры и идеологов Третьего рейха; в 1935-1945 был президентом Имперской палаты письменности и Германской академии литературы. Имел чин бригаденфюрера СС. После 1945 был интернирован, на Нюрнбергском процессе фигурировал среди главных обвиняемых. До 1955 действовал запрет на его публикации. Последние годы жизни провел в полном забвении.
   Соч.: Rolandsruf. Gedichte. 1919; Mutter. Gedichte. 1921; Wechsler und Händler. Drama. 1923; Lieder der Sehnsucht. Gedichte. 1924; Wissen und Gewissen. Essays. 1924; Ich glaube! Essays. 1928; Standpunkt und Fortschritt. Essays. 1933; Meine Erde heißt Deutschland. Auswahlband. 1938; Ruf des Reiches - Echo des Volkes. Reisebericht. 1940; Hanns Johst spricht zu dir. Auswahlband. 1942.
   Лит.: Hotzel C. Hanns Johst. 1933; Pfahner H.F. Hanns Johst. Der Weg eines expressionistischen Dramatikers und Nationalsozialisten. Stanford Univ. (USA), 1965; Denkler H. Hanns Johst// Expressionismus als Literatur. Gesammelte Studien. Bern; München, 1969.
   И.Млечина

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Йост, Ганс" в других словарях:

  • Йост, Ганс — Ганс Йост (нем. Hanns Johst; 8 июля 1890(18900708)  23 ноября 1978)  немецкий писатель, драматург, поэт, президент Палаты писателей Рейха (нем. Reichsschrifttumskammer) (1935 1945), группенфюрер СС (1942), автор афоризма… …   Википедия

  • Йост — (нем. Jost, Joest)  немецкое имя собственное. Имя Йост (король Германии)  немецкий монарх. Амман, Йост (1539 1591)  швейцарский художник и гравер. Фамилия Йост, Вильгельм (1852 1897)  путешественник. Йост, Ганс (1890… …   Википедия

  • Johst, Hanns —    см. Йост, Ганс …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • РЫЦАРСКИЙ КРЕСТ — Железного креста (das ritterkreuz des Eisenes Kreuzes), высшая степень военного ордена Железного креста. Введен 1.9.1939 одновременно с восстановлением ордена Железного креста. Носился на шее на ленте. Имел несколько степеней. Рыцарский крест… …   Военно-морской флот Третьего рейха

  • Список картографов — Эта статья предназначена для создания списка картографов. Классификация принята условная, обсуждение изменений приветствуется. # А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р …   Википедия

  • Список художников —   Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы.   Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии …   Википедия

  • Список фигур на башне Кёльнской ратуши — Башня Кёльнской ратуши Башня Кёльнской ратуши была украшена декоративными фигурами из песчаника …   Википедия

  • Художники А —       Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы.   Данное предупреждение не устанавл …   Википедия

  • Художники В —       Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы.   Данное предупреждение не устанавл …   Википедия

  • Художники Г —       Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы.   Данное предупреждение не устанавл …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»