- Йост, Ганс
- (Johst, Hanns)(08.08.1890, Зеерхаузен под Ошацом - 23.08.1978, Рупольдинг)немецкий драматург, прозаик, поэт. Учился в гимназии в Лейпциге; готовился к миссионерской деятельности, работал санитаром в Бетеле. Позднее изучал медицину (Лейпциг), филологию и искусствознание (Мюнхен, Вена, Берлин), был актером. В 1914 добровольцем ушел на фронт. Участвовал в деятельности экспрессионистского кружка К.Вольфа*. Печатался в журнале “Акцион”*, его поэтические опыты Ф.Пфемферт* еще в 1915 опубликовал среди других “Стихов с поля боя”, направленных против войны. Из ранних произведений Й. обращает на себя внимание новелла “Йохан Шустер” (“Johann Schuster”, 1915), рисующая трагическую судьбу бедного крестьянина, призванного на фронт.Первое сценическое произведение Й. - одноактная драма “Час умирающих” (“Stunde der Sterbenden”, 1914) - “пьеса голосов” (“Stimmenspiel”), представляющая войну как “трагедию человечества”, как “форум великого мученичества”. Раненые, контуженные, свои и чужие, ждут смерти, страдая от голода, холода и жажды; заглушаемые ливнем, звучат в темноте голоса умирающих. В пьесе использованы характерные для экспрессионистской драмы приемы: аллегорические мотивы, патетика, стилизованная форма, игра голосов, смена света и тени и др. В “экстатическом сценарии” “Молодой человек” (“Der junge Mensch”, 1916), где снова испытывались экспрессионистские художественные средства, изображался инспирированный жизненным опытом автора путь молодого человека через нищие годы учебы, бездомность, клинику для нервнобольных к могиле. Мотив мятежа юного героя против учителей, школы, общества несет на себе следы влияния “Сына” В.Газенклевера*, хотя и не достигает его художественного уровня. Персонажи Й. превращены в ходячие лозунги, чрезмерная патетическая риторика и возвышенный пафос плохо согласованы с самой материей драмы; он “вынужден производить много шума, чтобы поверить собственному голосу” (Х.Иеринг). И хотя К.Пинтус* в 1917 приветствовал Й. как “товарища” и “предшественника”, а драму “Молодой человек” как “взрывное поэтическое произведение”, уже тогда стало очевидным, что Й. берет от экспрессионизма лишь технику, не испытывая внутреннего родства с ним. Чисто внешнее усвоение экспрессионистских приемов характерно и для других сочинений Й. даже раннего периода, когда он еще декларировал, как в автобиографическом романе “Начало” (“Der Anfang”, 1917), любовь к человеку, братство и свободу. Эмфатические ссылки на миссию поэта, призванного служить человеку и борьбе за свободу и братство, содержатся и в поэтическом сборнике Й. “По направлению к дороге” (“Wegwarts”, 1915). В сборнике “Акционсбух” (“Aktionsbuch”, 1917), посвященном, как и сам журнал “Акцион”, “интернациональной культуре и дружбе народов”, Ф.Пфемферт опубликовал антимилитаристскую пьесу Й. “Утренняя заря” (“Morgenröte”).В те же годы Й. создал ряд непритязательных в художественном отношении, но искусно скроенных пьес, имевших немалый сценический успех. Среди них “крестьянская комедия” “Солома” (“Stroh”, 1916) и сатирическая “бюргерская комедия” “Иностранец” (“Ausländer”, 1916), созданная под заметным влиянием К.Штернгейма* и направленная против сугубо материального подхода к браку. Умело выстроены и поверхностные по сути одноактные комедии “Господин Мсье” (“Herr Monsieur”, 1925) и “Мармелад” (“Marmelade”, 1926). В драме “Одинокий” (“Der Einsame”, 1917) Й. изобразил последние пять лет жизни немецкого писателя Х.Д.Граббе, который отказывается от “теории”, “объективности” и прочих “изощренностей”, наслаждаясь “святой неразумностью” и силой чувств. И здесь драматург лишь использовал экспрессионистские приемы, по сути уже будучи мало связан с экспрессионизмом.Послереволюционный период, разрушивший надежды многих экспрессионистов на переустройство мира и рождение “нового человека”*, усилил наметившуюся и у Й., особенно явственно в драме “Король” (“Der König”, 1920), идеологическую переориентацию. Уже в 1919, отходя от экспрессионизма, он требовал “трезвой деловитости”, осуждал “остроумные идеологии” и “красивые слова”. Однако в дальнейшем Й. все больше говорил о “национальных святынях” и о “любви к родине” как о высших ценностях. В романе “Крестный путь” (“Kreuzweg”, 1922), завершившем экспрессионистский период его творчества, симпатии автора на стороне одного из двух противопоставленных друг другу персонажей - врача, который преодолевает искушение научного материализма и экспрессионистского идеализма и становится “страстным помощником своей отчаявшейся и больной родины”.В 1920-е в центре программных заявлений Й. - связь творческой личности с народом и нацией; он все чаще обозначал искусство как “народное” (“völkisch”). Его полемика теперь направлена против таких понятий, как интеллект, прогресс, цивилизация; а предпочтительными жанрами стали рассказы в народном духе, тенденциозные эссе и передовицы, а также умело выстроенные националистически и пронацистски окрашенные драмы: “Пророки” (“Propheten”, 1923), “Томас Пейн” (“Thomas Paine”, 1927) и наиболее известная из них, ставшая программным сочинением национал-социализма, “Шлагетер” (“Schlageten), 1933), где Й. уже вполне определенно высказывался в поддержку “национального народного духа” и “культового общинного театра” как главной формы “народного драматического искусства”. Присущий экспрессионизму утопизм принимал новые формы, воплощаясь в идее национальной и расовой общности. Современной цивилизации и театру как моральной инстанции в духе Шиллера Й. противопоставлял “мифическое” и “метафизическое”, немецкую “душу”, культ “народного” и культовую зрелищность, обращенную к “голосу крови”. Все это в конце 1920-х привело его в ряды нацистского движения. После прихода нацизма к власти Й. выступил как “духовник нации”, создавая пропагандистские сочинения и разного рода нацистский кич, стал одним из самых видных функционеров от культуры и идеологов Третьего рейха; в 1935-1945 был президентом Имперской палаты письменности и Германской академии литературы. Имел чин бригаденфюрера СС. После 1945 был интернирован, на Нюрнбергском процессе фигурировал среди главных обвиняемых. До 1955 действовал запрет на его публикации. Последние годы жизни провел в полном забвении.Соч.: Rolandsruf. Gedichte. 1919; Mutter. Gedichte. 1921; Wechsler und Händler. Drama. 1923; Lieder der Sehnsucht. Gedichte. 1924; Wissen und Gewissen. Essays. 1924; Ich glaube! Essays. 1928; Standpunkt und Fortschritt. Essays. 1933; Meine Erde heißt Deutschland. Auswahlband. 1938; Ruf des Reiches - Echo des Volkes. Reisebericht. 1940; Hanns Johst spricht zu dir. Auswahlband. 1942.Лит.: Hotzel C. Hanns Johst. 1933; Pfahner H.F. Hanns Johst. Der Weg eines expressionistischen Dramatikers und Nationalsozialisten. Stanford Univ. (USA), 1965; Denkler H. Hanns Johst// Expressionismus als Literatur. Gesammelte Studien. Bern; München, 1969.И.Млечина
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.