- Каден-Бандровский, Юлиуш
- (Kaden-Bandrowski, Juliusz)псевдоним; настоящая фамилия Бандровский, 24.02.1885, Жешув - 08.08.1944, Варшава) - польский прозаик, публицист. Сын врача и пианистки, младший брат писателя Ежи Бандровского. Вырос в Кракове и Львове, по окончании гимназии поступил в Львовскую консерваторию. В 1903-1904 - учитель музыки в частных домах на Кавказе. Продолжил учебу в Лейпцигской и Брюссельской консерваториях, в 1907 с отличием окончил курс как пианист; параллельно изучал философию, участвовал в студенческих патриотических кружках. С 1907, пребывая в Бельгии, сотрудничал с польскими журналами как музыкальный и театральный критик.Дебютировал в 1911 повестью “Неуклюжий” (“Niezgula”) о годах учения за границей и сборником описательно-натуралистических зарисовок, поэтизирующих труд, “Профессии” (“Zawody”). Тема студенческой жизни на чужбине подхвачена в романе “Прах” (“Proch”, 1913) и сборнике новелл “Проказы” (“Zbytki”, 1914). В 1913 вернулся в Краков, читал лекции об искусстве. В августе 1914 вступил в легионы Пилсудского; был его адъютантом, затем хронистом. В 1918-1920 - начальник пресс-бюро главного командования Войска польского, редактор журнала “Жолнеж польски” (“Zoínierz polski”, “Польский солдат”). Во время I мировой войны выпустил пять книг репортажно-пропагандистской публицистики: “Пилсудчики” (“Püsudczycy”, 1915), “Искры” (“Iskry”, 1915), “Могилы” (“Mogily”, 1916) и др.; позднее обобщил фронтовые впечатления в сборнике мемуарных новелл “Союз сердец” (“Przymierze serc”, 1924). В романе “Лук” (“Luk”, 1919) прозвучало обвинение ханжеско-эгоистическому обществу, не выдержавшему испытания войной. В 1918 печатался в журналах “Здруй”*, “Маски”*, в 1920 вошел в редколлегию журнала “Скамандр” (“Skamander”). В 1920 был военным корреспондентом на польско-советском фронте; объехал США с пропагандистскими лекциями о польской армии; с 1921 состоял в запасе. Соучредитель, а в 1923-1926 председатель Союза польских писателей.Становление новых форм сознания и норм общежития - сквозной мотив творчества К.-Б. В первом из многотомного цикла социально-политических романов о современной истории Польши - хронике “Генерал Барч” (“General Barcz”, 1921-1923) - осмыслены реалии первых лет независимости: создание органов государственной администрации, жестокая драка за власть над “обретенной свалкой”. Политика показана как борьба конкурирующих банд внутри “элиты”. В схватке личных амбиций и партийных интересов, в игре компромиссов честь неизбежно приносится в жертву мелкой корысти и “высшим” замыслам. Позиция автора недвусмысленна: эпоха требует “железной руки” вождя, который обречен на одиночество и непонимание. Те же мотивы звучат в пьесе “Тасовка карт” (“Karty w tas”, 1923), снятой цензурой после первого представления.В дилогии “Черные крылья” (“Czarne skrzydla”: “Ленора”, “Lenora”, и “Тадеуш”, “Tadeusz”, 1924-1928) продемонстрировано столкновение интересов национального и иностранного капитала. После катастрофы на угольной шахте, подогревшей бунтарские настроения масс, промышленники ведут циничную политическую игру, в которой срывают куш карьеристы разных мастей. Трилогия “Матеуш Бигда” (“Mateusz Bigda”: “Грунт”, “Grünt”, “Масло”, “Maslо”, “Кладовка”, “Spizamia”, 1932-1933) - памфлет на парламентскую оппозицию во главе с крестьянским лидером, который манипулирует общественным мнением ради собственной выгоды; действие происходит в канун переворота. В последнем романе цикла - “Белые крылья” (“Biale skrzydla”, 1939-1942, сохранился во фрагментах) писатель завершил идеологическое обоснование единоличного авторитарного правления, доведя повествование до мая 1926. Он свободно использовал прототипы и подлинные события, отчего произведения воспринимались как скандальные пасквили, а автора обвиняли кто в клевете, кто в придворном подобострастии. Творчество К.-Б. содействовало мифологизации образа Пилсудского, оформлению культа “вождя государства”, однако художественная значимость выводит его произведения за рамки апологетической словесности.О разноплановом мастерстве К.-Б. как стилиста свидетельствуют камерные лирические воспоминания о детстве, собранные в книгах “Город моей матери” (“Miasto mojej matki”, 1925) и “В тени забытого ольшаника” (“W cieniu zapomnianej olszyny”, 1926). После переворота 1926 К.-Б. - деятель режима санации, видный публицист правящего лагеря. В 1926-1928 редактировал литературные отделы в официозных газетах “Глос правды” (“Glos prawdy”, “Голос правды”) и “Газета польска” (“Gazeta polska”, “Польская газета”). С 1933 - генеральный секретарь созданной при его участии Польской академии литературы. В 1933 становится соучредителем прорежимного Общества распространения театральной культуры, занимая в нем ключевые посты. С 1935 - в руководстве польского ПЕН-клуба.Для произведений К.-Б. характерен своего рода натурапистический экспрессионизм. В сжатых, ритмичных композициях автор атомизирует материальность, изучает рефлекторные реакции индивидов на социально-политические раздражители. Его сверхактивные, гипертрофированно чувственные герои подчинены динамичному, безостановочному действию, подобны хищным животным, овеществлены и автоматизированы. Зато метонимически одушевлены и самостоятельно “действуют” отдельные части “разъятых” персонажей, оживает “мертвое” пространство предметной среды, лавинно материализуются метафоры и риторически-понятийные конструкции. Инфернальному видению соответствует эклектичный стиль, построенный на острых утрировках и жестких контрастах, сочетающий агрессивную грубость и аллегорическую изысканность.Во время немецкой оккупации К.-Б. остался в Варшаве на нелегальном положении; зарабатывал уроками музыки, преподавал на подпольных курсах. Погиб при артобстреле в дни Варшавского восстания.Соч.: Z dziel. Т. 1-6. Krakow, 1958-1965; Dziela wybrane. T. 1-8. К., 1968-1976; Генерал Барч. Л., 1926; Черные крылья. М., 1931.Лит.: Drzewiecki Н., Mecen F. Od “Czarnych skrzydel” do czarnej koszuli. W., 1930; Sprusinski M.J. Kaden-Bandrowski. K., 1971; Bartelski L.M. Krwawe skrzydla. T. 1-2. Warszawa, 1975.А. Базилевский
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.