Казак, Герман


Казак, Герман
(Kasack, Hermann)
(24.07.1896, Потсдам - 10.01.1966, Штутгарт)
   немецкий поэт, прозаик, драматург, эссеист. Сын врача, во время I мировой войны служил по состоянию здоровья в запасных частях. До 1920 изучал в университетах Берлина и Мюнхена германистику и философию, но прервал работу над диссертацией о поэзии Ф.Гёльдерлина, поступив на работу в издательство Г.Кипенхойера, где прошел путь от редактора до директора издательства (1920-1925). Кипенхойера привлекли стихотворения, драмы и проза молодого автора, публиковавшиеся с 1916 в лучших экспрессионистских журналах “Акцион”*, “Штурм”* и “Дихтунг”*, а затем отдельными книгами. Наиболее близки экспрессионизму стихотворения сборника “Человек” (“Der Mensch”, 1918), обнаруживающие стилистическую близость с Я. ван Ходдисом* и Г.Геймом*, но и с О.Лерке*, которого К. считал своим учителем и единомышленником (впоследствии издавал и комментировал его творческое наследие).
   Уже в самых ранних произведениях К. чувствуется строгое отношение к слову, ритму - ко всем элементам художественной формы, что принесло ему признание со стороны Г.Бенна*, Г.Броха и др. С экспрессионистами молодого К. сближало ощущение всемирной катастрофы, переживание “конца света”, приводившее к интенсификации чувств лирического героя и заставлявшее искать новые поэтические метафоры, не привычные для прежней поэзии, но постоянные (как лейтмотивы) у экспрессионистов: “крик” (“Рвется крик из темной ямы рта”), “испуганные”, “шатающиеся” улицы; смятенные, обезумевшие люди, которые пытаются, “падая, облизать свои ботинки”. Как и у других экспрессионистов, человек у К. теряет себя чаще в городе, при скоплении людей, напуганный наступающей или уже наступившей космической катастрофой, вовлекающей в себя не только все живое, но и “оживляющей” все неживое: дома, камни, скалы начинают вести себя, как обезумевшие люди. В последующих стихотворных сборниках “Остров” (“Die Insel”, 1920), “Песня года” (“Der Gesang des Jahres”, 1921), “Период” (“Stadium”, 1921) экспрессионистские образы и мотивы постепенно смягчаются и отходят на второй план.
   Экспрессионистские элементы еще отчетливее проступают в ранних драмах К. Красавица” (“Das schöne Fräulein”, 1918), “Трагическое послание” (“Die tragische Sendung”, написана в 1917, опубликована в 1920), “Сестра” (“Die Schwester”, 1918, опубликована 1920, премьера 1926 в Гейльбронне); наибольший сценический успех получила пьеса о Ван Гоге* “Винцент” (“Vincent”, 1924, премьера 1924, Штугарт); повесть “Наказание” (“Die Heimsuchung”, 1919, переработанное издание 1922). К. сталкивает своих героев с ужасом и болью, страданием и смертью, считая однако, что эти переживания неизбежны в человеческой жизни, без них невозможны ни просветление духа, ни самопознание. Раннее увлечение китайской философией, тяготение к анализу, обобщению постепенно разводило творчество К. с экспрессионизмом, хотя сам он никогда не отрицал своей связи с ним, считая экспрессионизм эмоциональной, духовной и эстетической платформой своего дальнейшего творчества.
   В 1926-1927 К. работал в издательстве С.Фишера, затем его приглашают редактором литературных передач на берлинском радио, где он успешно работает до 1933, когда пришедшие к власти нацисты запретили ему деятельность в сфере радиовещания. К. осуществил на радио около ста авторских литературных радиопередач, стал наряду с Г.Айхом основоположником жанра радиопьесы в немецкой литературе, сохранил и развил в своих радиопьесах некоторые открытия экспрессионистов.
   Лишившись должности на радио, К. совершил в 1933-1934 путешествие в Сицилию, открыв для себя мир античности. После смерти своего друга О.Лёрке (1941) К. заместил его в издательстве “Зуркамп”, а после ареста П.Зуркампа стал официальным директором издательства. В 1942 он начал работать над романом “Город за рекой” (“Die Stadt hinter dem Strom”, 1947). В числе других писателей (Э.Лангессер, П.Кройдер, Х.Ланге) К. был в 1948 отнесен к “магическому реализму” (в статьях Х.В.Рихтера, Г.Поля и др.) и противопоставлен тогда же сформировавшейся “Группе 47” (Х.В.Рихтер, А.Андерш, В.Шнурре, Г.Бёлль и др.), в основном стремившейся к сохранению реалистической манеры письма. С 1970-х, когда в ФРГ утихли споры о магическом реализме, “Город за рекой” и последовавшую за ним прозу К. часто относили к сюрреализму (В.Бортеншлагер, Ф.Леннарц и т.д.).
   В 1953-1963 К. был президентом Немецкой академии языка и литературы в Дармштадте, получил несколько литературных премий (начиная с премии Т.Фонтане в 1949). Награжден в СССР памятной медалью Л.Толстого (1961). К. постоянно выступал также как издатель и комментатор, в том числе в собрании сочинений Ф.Гёльдерлина в 4-х томах (1922-1923), сочинений Л.Тика, Г.Кольмар, О.Лёрке и др.
   Соч.: Tull der Meisterspringer. Erzählung. Leipzig; Wien, 1935; Der Strom der Welt. Gedichte. Hamburg, 1940; Das ewige Dasein. Gedichte 1919-1943. Berlin; Frankfurt а. M., 1943; Das Bierkenwäldchen. Erzählung. Berlin, 1944; Das grosse Netz. Roman. Berlin; Frankfurt а. M., 1952; Aus dem chinesischen Bilderbuch. Frankfurt а. M., 1955; Mosaiksteine. Beiträge zu Literatur und Kunst. Berlin; Frankfurt а. M., 1956; Город за рекой// Гелиополис. Немецкая антиутопия. Романы. М., 1992.
   Лит.: Leben und Werk von Hermann Kasack. Ein Brevier / Hg. W.Kasack. Frankfurt а. M., 1966; Hermann Kasack. 1896-1966. Marbach, 1976; Млечина И.В. Герман Казак// История литературы ФРГ. М., 1980.
   А.Гугнин

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Казак, Герман" в других словарях:

  • Казак, Герман — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Казак. Герман Казак Hermann Kasack …   Википедия

  • Казак Герман — (Kasack) (1896 1966), немецкий писатель. После 1949 жил в ФРГ. Экспрессионистический лиризм (драма «Трагическая миссия», 1917, издание 1920; сборник стихов «Человек», 1918) сменяет строгая по форме, умозрительная и насыщенная мистикой поэзия… …   Энциклопедический словарь

  • Казак Герман — Герман Казак Hermann Kasack Дата рождения: 24 июля 1896 Место рождения: Потсдам, Германская империя Дата смерти: 10 января 1966 Место смерти …   Википедия

  • Казак Герман — Казак (Kasack) Герман (24.7.1896, Потсдам, ‒ 10.1.1966, Штутгарт), немецкий писатель (ФРГ). По образованию филолог. Экспрессионистический лиризм творчества К. (драма «Трагическая миссия», 1917, опубликована в 1920; сборник стихов «Человек», 1918) …   Большая советская энциклопедия

  • КАЗАК Герман — КАЗАК (Kasack) Герман (1896—1966), немецкий писатель (ФРГ). Ром. «Город за рекой» (1947), «Большая сеть» (1952); повести («Ткацкий станок», 1949), рассказы. Стихи. Драмы, радиопьесы. Лит. критика …   Литературный энциклопедический словарь

  • Казак Г. — Герман Казак Hermann Kasack Дата рождения: 24 июля 1896 Место рождения: Потсдам, Германская империя Дата смерти: 10 января 1966 Место смерти …   Википедия

  • КАЗАК (Kasack) Герман — (1896 1966) немецкий писатель. В мистико символическом романе Город за рекой (1947) критика с позиций экзистенциализма нивелировки личности в капиталистическом обществе …   Большой Энциклопедический словарь

  • Казак — Казак  представитель казачества. Казак  не сохранившаяся порода кур. Казак  звание в иррегулярных войсках (казачье войско) и чин в войсковом казачьем обществе России. Казак дорожный, широкий плащ, делавшийся иногда с рукавами,… …   Википедия

  • Герман, Юрий Павлович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Герман (значения). Герман Юрий Павлович …   Википедия

  • Казак — I Казак (Kasack)         Герман (24.7.1896, Потсдам, 10.1.1966, Штутгарт), немецкий писатель (ФРГ). По образованию филолог. Экспрессионистический лиризм творчества К. (драма «Трагическая миссия», 1917, опубликована в 1920; сборник стихов… …   Большая советская энциклопедия

Книги

  • Выстрел в сердце, Герман Садулаев. «Тонкий голубой ледок покрывал мелкие лужицы, натекшие от талого снега по дорожкам парка, на углах и поворотах высились сугробчики грязные, оплывшие, а над коричнево-серой землей… Подробнее  Купить за 24.95 руб электронная книга


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.