- Кайзер, Георг
- (Kaiser, Georg)(25.11. 1878, Магдебург - 04.06.1945, Монте Верита, Аскона, Швейцария)немецкий драматург, прозаик, поэт, публицист. Сын коммерсанта. Учился в монастырской школе; не окончив ее, поступил учеником в книжный магазин, затем в экспортно-импортную фирму. В 1898 уехал в Буэнос-Айрес, где служил конторщиком. Заболел тяжелой формой малярии, длительное время лечился; осенью 1901 покинул Аргентину, некоторое время жил в Испании и Италии, затем вернулся на родину и поселился в Магдебурге.Первые литературные опыты - стихи, небольшие пьесы - относятся к началу XX в.; многие из них не были напечатаны. Первая значительная публикация - сатирическая комедия “Ректор Кляйст” (“Rektor Kleist”, 1905). В 1911 появилась комедия “Иудейская вдова” (“Die jüdische Witwe”) на библейский сюжет. Начатая в 1912 драма “С утра до полуночи” (“Von Morgen bis Mitternacht”, опубликована в 1916, поставлена в 1917) уже содержит в себе явные признаки экспрессионистской поэтики: абстрагированные персонажи (Кассир, Дама, Мать, Сын и т.д.), резкая смена ситуаций. Блестяще построенная, динамичная фабула рисует попытки банковского служащего вырваться из внезапно открывшейся ему узости буржуазного мирка, что кончается жизненным крахом и самоубийством.Подлинную известность К. принесла опубликованная раньше драма “Граждане Кале” (“Die Bürger von Calais”, 1914), действие которой происходит в XIV в. Она посвящена героическому поступку шести жителей французского города Кале, которые ценой добровольной смерти на виселице готовы спасти город, осажденный английскими войсками. В драме К. к ним присоединяется седьмой - все семеро по экспрессионистской классификации являются “новыми людьми”. Но когда английской король отказывается взять заложников, обнаруживается бессмысленность нравственной идеи, объединившей персонажей.В конце 1910-х - 1920-е пьесы К. занимают одно из ведущих мест в репертуаре немецких театров. Он один из самых значительных драматургов немецкого экспрессионизма, автор более семидесяти пьес. Все они весьма различны по форме и стилю (от комедий и выдержанных в почти классическом духе трагедий до ревю, фарсов, балетных либретто и т.д.), но сходны “математической” четкостью композиции, страстью к игре и эксперименту. Испытав влияние А.Стриндберга*, Ф.Ведекинда* и К.Штернгейма*, К. не утратил своеобразия. Он обладал острым чувством сцены, ритма, которому с выверенной точностью подчинялись стремительное развитие действия и мастерский сжатый диалог. В отличие от многих экспрессионистов, его внимание было сосредоточено не только на “озарении” и идее, овладевавших героем, но и на остроте переживаний, пестроте жизни. Пьесы К. занимают особое положение в литературе экспрессионизма: принадлежа к ней, они в то же время иронически дистанцированы от нее. В трактате “Видение и образ” (“Vision und Figur”, 1918) К. сформулировал свою концепцию экспрессионистской драмы, основной формой которой должно было стать “видение”, а образ трактовался строго рационалистически - как носитель мысли.Характерная экспрессионистская ситуация сохраняется в центральном драматургическом произведении К. - в трилогии “Коралл” (“Die Koralle”, 1917), “Газ I” (“GasI”, 1918), “Газ II” (“Gas II”, 1920). Главного героя пьесы “Коралл” миллиардера и его сына тяготит богатство. Убедившись в нечеловеческих условиях труда рабочих, сын добровольно отказывается от состояния. Однако ко времени создания следующей пьесы “Газ I” драматургу уже ясно, что высокий порыв одиночек не может повлиять на ход вещей в мире. Пьеса начинается с ситуации, которой обычно разрешаются многие экспрессионистские произведения: прозрение сына, а затем и внука миллиардера, и их слияние с народом как будто достигнуто, однако ожидавшейся гармонии не наступает. Рабочие, превращенные миллиардером-сыном в равноправных пайщиков предприятия, не следуют его призыву прекратить производство газа на военные нужды, ибо собственная выгода для них важнее. В драме-мистерии в трех частях “Ад-Путь-Земля” (“Hölle-Weg-Erde”, 1919) К., следуя своей концепции “видения” и используя структуру “драмы пути”*, стремился воплотить утопическую перспективу рождения “нового человека”* и преображения “земного ада” в царство всеобщего братства, разума и добра.Несмотря на многочисленные публикации и постановки, К. не мог выпутаться из растущих долгов, в 1918 его имущество было конфисковано, а в 1921 он был обвинен в растрате и мошенничестве и приговорен к году тюремного заключения, но вскоре освобожден, после чего поселился в Грюнхайде под Берлином.Для стиля К. 1920-х характерна пьеса “Бульварное чтиво. Комедия с прологом и тремя действиями двадцать лет спустя” (“Kolportage. Komödie in einem Vorspiel und drei Akten nach zwanzig Jahren”, 1924, русский перевод под названием “Кинороман” 1925), напоминающая сатирические рисунки Г.Гросса*. Ее сюжет почерпнут из газетной заметки о похищении ребенка из аристократического семейства. Поведение аристократов в ней мало чем отличается от нравов, царящих в обществе, где все преследуют свои корыстные цели. Автор считал свою пьесу шутливой и развлекательной, свободной от задач социальной критики, однако шутливость ее проникнута горечью, как и в до сих пор не сходящей со сцены пьесе “Два галстука” (“Zwei Krawatten”, 1930). Многие пьесы К. конца 1920-х и 1930-х были проникнуты протестом против надвигавшейся новой войны (“Кожаные головы”, “Die Lederköpfe”, 1928; “Миссисипи”, “Mississippi”, 1930) и нацистской идеологии.В 1933 К. был исключен из Прусской академии искусств, его пьесы были запрещены к постановке в Германии. В 1938 он эмигрировал сначала в Голландию, затем в Швейцарию, где прожил семь лет в Энгельберге, Цюрихе и Санкт-Морице. Антимилитаристской тенденцией проникнута пьеса “Солдат Танака” (“Der Soldat Tanaka”, 1939), действие которой происходит в условной Японии, а ее героя автор мыслит как современное воплощение бюхнеровского Войцека, но решившегося на протест. Поздние пьесы К. часто основывались на переработке греческих мифов: опубликованная в 1948 трилогия “Дважды Амфитрион” (“Zweimal Amphitrion”), “Пигмалион” (“Pygmalion”), “Беллерофон” (“Bellerophon”). Последняя поставленная при жизни автора пьеса “Плот Медузы” (“Das Floss der Medusa”, 1942) - его расчет с современностью. Сюжет пьесы относится ко времени бомбардировок Англии германской авиацией. Вывезенные из страны тринадцать подростков оказались одни в спасательной шлюпке. В этой критической ситуации в сознании детей оживает древний мифологический субстрат (сюжетная схема, использованная в романе У.Голдинга “Повелитель мух”, 1954): по суеверным представлениям, тринадцатый должен быть выброшен и жертвой выбирают самого слабого. Герой пьесы мальчик Аллан, тщетно старавшийся остановить одичание, в итоге жертвует собой, воплощая безнадежную веру К. в спасительную человечность и благородство. Перу К. принадлежат также романы “Довольно” (“Es ist genug”, 1932) и “Вилла Ауреа” (“Villa Aurea”, 1940).В последние два года жизни К. снова обращается к поэзии. Незадолго до смерти он был избран почетным председателем Союза немецких писателей, живущих в Швейцарии. Умер в крайней нужде.Соч.: Werke / Hg. W.Huder. Bde. 1-6. Berlin, 1970-1972; Die Tagebücher. Berlin; Weimar, 1986; Briefe 1916-1933 / Hg. G.M.Valk. Leipzig; Weimar, 1989; Драмы. Вступ. статья А.В.Луначарского. M.; П., 1923.Лит.: Diebold В. Der Denkspieler Georg Kaiser. Frankfurt а. M., 1924; Schütz F. Der Nachlass G.Kaisers. Bern, 1949; Schürer E. Georg Kaiser und Bertolt Brecht. Frankfurt a. M.; N.Y., 1971; Interpretationen zu Georg Kaiser / Hg. A.Arnold. Stuttgart, 1980; Tyson K.P. The reception of G.Kaiser. 1915-1945. Text and Analysis. New York, 1984. Волевич И. Кайзер// История немецкой литературы. Т. 5. М, 1976.Н.Павлова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.