Кальтнекер, Ганс


Кальтнекер, Ганс
(Kaltneker, Hans)
(02.02.1895, Темешуар, Банат - 29.09.1919, Гутенштейн)
   австрийский писатель, драматург, прозаик, поэт. Сын высокопоставленного офицера. После переезда семьи в Вену посещает гимназию, где вместе с Паулем фон Цолней (Paul von Zsolnay) и Гансом Флешем фон Бруннинген (Hans Flesch von Brunningen), впоследствии писателем-экспрессионистом, организовал небольшой литературный кружок и издавал гектографическим способом газету “Новая земля” (“Das neue Land”), распространяя ее среди знакомых. Здесь появились его первые стихотворения и эссе. В школьные годы сформировался также глубокий интерес К. к театру; музыкальным драмам Вагнера и неоромантическим произведениям Эрнста Хардта, одного из предшественников экспрессионизма на театре, под влиянием которого К. написал свою первую драму “Господин Тристан” (не сохранилась). По болезни (туберкулез) К. не был призван а армию и избежал фронта. В 1915 во время пребывания в санатории в Давосе он знакомится с Клабундом; эта встреча, имевшая большое значение для К., отразилась в написанной тогда же новелле “Дева Мария” (“Die Magd Maria”). После успешной сдачи экзамена на аттестат зрелости К. начинает заниматься юриспруденцией, продолжая свою литературную деятельность. Новелла “Осуждена! Спасена!” (“Gerichtet! Gerettet!”, 1916) сделала его имя известным. Продолжая работу над лирикой и прозой (стихотворный цикл “Письма Тассо к принцессе”, “Tasso an die Prinzessin”, посвященный молодой актрисе Эльзе Вольгемут, стихотворение “Quasi una phantasia”, новелла “Любовь”, “Die Liebe” и др.), возвращается к драматургии и создает музыкальную мистерию “Святая” (“Die Heilige”), музыка к которой (по замыслу автора, в духе Г.Малера) написана не была.
   Уже в новелле “Дева Мария” молодой автор заявил о себе как о самостоятельном писателе, чьи замыслы концентрировались преимущественно вокруг идеи спасения мира и человека, трактуемой в свете христианской традиции. Во многом этому способствовало увлечение философскими взглядами Л.Толстого и Ф.Достоевского, от которых он воспринял веру в спасение человечества через покаяние в грехе, и немецких мистиков (в частности, Мейстера Экхарта), веривших в воссоединение падшего ангела, Люцифера, с Богом благодаря акту безграничной божественной любви. К. первым в австрийском экспрессионизме выдвинул на первый план нравственную проблему индивидуального поступка и ответственности за него. В “Жертвоприношении” (“Die Opferung”) молодой герой верит, что он может спасти мир, самоотверженно приняв на себя тяжелейшую вину; в “Руднике” (“Das Bergwerk”, 1921) доминирует тема сострадания униженным и бесправным и проповедь любви как залога будущей гармонии; в “Сестре” (“Die Schwester”, 1944) происходит превращение себялюбивой женщины в служительницу своего ближнего. В этих, ставших наиболее известными, пьесах К., составляющих, по замыслу автора, “трагедию человеческой мечты о спасении”, наглядно виден главный сюжетообразующий принцип его произведений - сопряжение двух планов бытия, реального и “надреального”, изображение (зачастую гротескное или сатирическое) повседневной жизни, куда вторгаются явления высшего порядка. Часто его герои и их судьбы “проецируются” на образы и судьбы библейских и евангельских персонажей, в том числе Иисуса Христа. Все творчество К. представляет собой страстный призыв к Богу, выраженный в его словах: “Мы рождаемся не для того, чтобы умирать, но умираем, чтобы родиться”. Религиозное чувство К. нашло яркое воплощение и в его поэзии, особенно в восьмом сонете из “Писем Тассо к принцессе”. Творческий путь К. был недолог: он скончался в возрасте двадцати четырех лет от туберкулеза, его талант не успел раскрыться должным образом, произведения его были опубликованы только после смерти.
   Соч.\ Die Liebe. Novelle. Leipzig; Wien, 1921; Dichtungen und Dramen. Berlin; Wien; Leipzig, 1925; Die drei Erzählungen. Berlin; Wien; Leipzig, 1929; “Gerichtet! Gerettet!”. Graz; Wien, 1959.
   Jlum.\ Britz N. Expressionismus und sein österreichischer Jünger Hans Kaltneker. Wien, 1975; Himmel H. Die Problematik im Werke Kaltnekers und ihr Ort in der österreichischen Literatur des XX. Jhs. Diss. Graz, 1951; Illing F.W. Zu Hans Kaltnekers letzten Werken. Die Literatur XXXIII (1930-1931); Schmidt A. Literaturgeschichte. Wege und Wandlungen moderner Dichtung. Salzburg; Stuttgart, 1957.
   Е.Миркииа

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Кальтнекер, Ганс" в других словарях:

  • Kaltneker, Hans —    см. Кальтнекер, Ганс …   Энциклопедический словарь экспрессионизма


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.