- Каммингс, Эдвард Эстлин
- (Cummings, Edward Estlin)(14.10.1894, Кембридж, Массачусетс - 03.09.1962, Норт Конуей, Нью-Гемпшир, США)американский поэт и художник. Сын священника. Окончил Гарвардский университет (1916). В 1917 отправился добровольцем в составе медицинского корпуса во Францию, где вскоре был заключен в военную тюрьму по подозрению в шпионаже. Три месяца, проведенные в заключении, претворились в антивоенную автобиографическую книгу “Огромная камера” (“The Enormous Room”, 1922) - лирическое повествование в импрессионистическом стиле представляет собой историю индивидуалиста-романтика, столкнувшегося с бессмысленностью и бесчеловечностью бюрократической военной машины, и восторженно принявшего пестрый многоголосый мир отщепенцев и социальных изгоев, населявших “огромную камеру”.После I мировой войны К. изучал в Париже живопись, активно пробуя себя в поэзии. Возвратившись в Нью Йорк в 1924, он продолжал заниматься и тем, и другим. Его идеалом были “стихокартины” (“poempictures”), синтезирующие живопись и поэзию. Образный строй многих его стихов близок пластическим, а не словесным искусствам. Отсюда и условное деление поэтического наследия К. на стихи для чтения вслух и “визуальные” стихотворения, близкие “зауми”.В 1920-е К. публикует свои основные поэтические сборники “Тюльпаны и печные трубы” (“Tulips and Chimneys”, 1923), “и т.д.” (“&”, 1925), “XLI стихотворение” (“XLI Poems”, 1925), “Равняется пяти” (“is five”, 1926) и др., где уже присутствуют ключевые для его творчества мотивы, темы, образы. Сатирические выпады против показного благополучия мира “нежизни” и “нелюдей” сочетаются с неприятием американского культа успеха, дегуманизирующей урбанистической реальности, представленной в динамичных, экспрессивных, гротескных образах. Лирический герой К. часто выступает в роли ироничного и печального клоуна в маске. Романтическое начало и крайний индивидуализм, противопоставление поэта и толпе (“mostpeople”), стремление к синтезу различных искусств и эстетике целостности дополнялись в его творчестве формальными экспериментами, рождавшими “взрывчатый” синтаксис, высвобожденное из-под оков нормативной грамматики и “восставшее” слово, причудливые неологизмы, экспрессивную визуальную образность.В 1920-е К. испытал себя в области театра, противопоставив традиционному сценическому искусству смесь бурлеска, водевиля, цирка, эксперименты со сценическим пространством, создававшие эффект участия публики в представлении. Это нашло отражение в пьесе “он” (“him”, 1927), представляющей собой хаотичную смесь элементов поэтики различных авангардистских течений - дадаизма, сюрреализма, экспрессионизма и др. Основная тема пьесы - конфликт художника и окружающего мира, переданный как противостояние жизни и смерти, искренности чувств и стерильной всеобщей нивелировки.Не чуждый леворадикальных идей К. в 1931 побывал в СССР. Результатом поездки стала книга “Eimi” (по-гречески “Аз есмь”, 1933), где Россия (“нецирк нелюдей”) представлена как еще одна “огромная камера”, лишенная смеха, радости, цвета, жизни. Основное место в книге отведено противопоставлению художника-индивидуалиста и неприемлемого для автора уравнительно-коллективного начала.В творчестве К. отчетливо прослеживаются элементы, характерные для экспрессионистской эстетики и мироощущения: неприятие войны и революционного насилия, дегуманизированного мира “бесчеловечества”, растерянность перед крушением прежних идеалов, увлечение примитивизмом, тяга к естественной жизни и наивному, почти детскому мировосприятию. Художественный мир К. отличает деформация, резкость изломанных линий, выпуклость деталей, искажение пропорций, столкновение контрастов. Неплавное, спонтанное движение, сбивчивый, стремительный ритм, хаотическая, порой бесцельная устремленность, вечное становление и незавершенность - ключевые понятия в эстетике К. При этом пестрый, красочный мир его стихов лишен трагического начала, отличавшего творчество многих экспрессионистов, и ощущения непреодолимости одиночества человека в мире. Попытки воссоздать движение в слове, в звуке предвосхищают новации “абстрактного экспрессионизма” и послевоенной поэзии битников, с которыми К. роднит своеобразный культ уродливого и болезненный интерес к “мусору” урбанистской цивилизации.Черты экспрессионистской эстетики проявляются и во многих картинах К.-художника, что связано с объективной общностью его мироощущения с европейским экспрессионизмом. Таково его полотно “Улица” (“Street”, 1926-1930, частная коллекция), воскрешающее в памяти “Крик” Э.Мунка*, и многочисленные портретные зарисовки 1920-х, изображающие угловатые, асимметричные человеческие фигуры в дисгармоничных тонах, напоминающие картины Э.Л.Кирхнера*.Соч.: Complete Poems 1904-1962/ Ed. by G.J.Firmage, New York, 1994; [Стихи] // Современная американская поэзия. Антология. M., 1975.Лит.: Norman Ch. E.E.Cummings: The Magic Maker. New York, 1964; Cummings E.E. A Collection of Critical Essays / Ed. by N.Friedman. 1972; Cohen M.A. The Aesthetics of E.E.Cummings's Early Work. Wayne, 1987; Kennedy R.S. E.E.Cummings Revisited. New York, 1994; Kennedy R.S. Dreams in the Mirror. New York, 1994; Friedman N. Re Valuing Cummings: Further Essays on the Poet, 1962- 1993. Gainesville, 1996; Зверев А. Модернизм в литературе США. M., 1979.M. Тлостанова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.