- Абстрактный Экспрессионизм
- (Abstract Expressionism, AbEx)направление в живописи, сформировавшееся в США в 1940-1950. Имел опосредованное отношение к европейскому экспрессионизму первых десятилетий XX в., хотя раннее, фигуративное творчество некоторых его представителей и было отмечено в той или иной мере экспрессионистскими тенденциями. Это касается как ряда стилистических признаков, так и психологической атмосферы (“Напряженные, тайные, экспрессивные образы стали выражением невроза, заменившего нам реальность”, А.Готлиб). А.э. неоднороден, само это словосочетание противоречиво, так как содержит отказ от фигуративности вместе с обращением к эстетической системе, в которой доминирует выражение внутреннего мира человека и его чувств. Термин появился в 1946, когда Р.Коутс назвал “абстрактными экспрессионистами” У. де Кунинга* и Дж.Поллока*, вошедших позднее в “Нью-йоркскую школу”. “Опасно давать себе самим имя”, - так высказался о “неуклюжем”, но прижившемся термине У. де Кунинг.Важную роль в зарождении А.э. сыграло восприятие в США европейского авангардного искусства, начиная с выставки “Армори Шоу” (1913). Его непосредственными американскими предшественниками были польский иммигрант Дж.Грэм, увлекавшийся юнгианством и психоанализом, иммигрант из Армении А.Горки*, М.Хартли и М.Уэбер. Как и все авангардное искусство в США, А.э. заимствовал понемногу из разных течений: из кубизма - композиционные решения и подчеркнутую цельность пространства картины; из сюрреализма - импровизацию и повышенный интерес к сфере бессознательного, принцип “автоматизма” и свободной ассоциации, в формах, свойственных Х.Миро и А.Массону. Значительное влияние на его развитие оказали европейские художники-сюрреалисты, иммигрировавшие в США в годы II мировой войны. В 1942 П.Гуггенхейм открыла галерею “Искусство нынешнего века”, где молодые американские художники стали встречаться с европейскими мастерами. С 1943 по 1947, когда галерея закрылась, здесь прошли выставки Дж.Поллока, М.Ротко, К.Стилла. В 1951 в Музее современного искусства состоялась выставка абстрактной живописи и скульптуры, представившая “АbЕх” как оригинальное, хотя и размытое течение.Большинство его представителей не были абстракционистами в точном значении термина. На их огромных полотнах проступали вполне узнаваемые образы. Прежде всего это касается того крыла течения, которое принято называть “акционизмом”, или “живописью действия” (“action painting”, термин предложен Г.Розенбергом). Их творческие поиски характеризовались интенсивностью ощущений, трагизмом, порой пафосом. Однако пафос был экзистенциальным: “абстрактных экспрессионистов” отличало отвращение к социально заряженному американскому искусству 1930-х. Почти все они, за исключением де Кунинга, испытали сильнейшее воздействие примитивизма, отличались повышенным интересом к архетипам, мифам, прапамяти как источникам вдохновения. Индейское и афро-американское искусство, петроглифы, наскальные рисунки, песчаные картины оказали влияние на Поллока, Бейзиотса, Готлиба, как с точки зрения композиции, перспективы масштаба, техники, так и в смысле интереса к тотемам.Работы другого крыла “абстрактного экспрессионизма” отмечены отсутствием как непосредственности “акционизма”, так и интереса к автоматизму. Они получили условное название “живописи цветовых полей” (“color field painting”), где “поля” интерпретировались в категориях возвышенного и прекрасного. Цвет играет решающую роль в живописи М.Ротко, которого можно рассматривать в известном смысле как “религиозного” художника: по словам исследователя американского искусства Дж.С.Тейлора, он “создал духовный ритуал для общества, в основном лишенного ритуала, религиозный опыт без церковных атрибутов”. Константой полотен Б.Ньюмена стала прямая вертикальная линия, рассекающая их сверху донизу, подобно тому как причудливо изогнутые линии рассекали пространство огромных картин К.Стилла 1940-х. Но и эти художники создавали не чистые абстракции, а своего рода экспрессивные “портреты американского пространства”.Возникнув в целом как художественное явление, шедшее по следам европейского авангарда, А.э. сумел стать самостоятельным направлением в американской живописи. К концу 1950-х превратился в ведущее течение в американском искусстве, активно поддерживался государством как выражение американской свободы и независимости. К 1960-1970-м относится и волна популярности этого течения за пределами США.Лит.: Frank Е. Jackson Pollock. New York, 1983; Anfam D. Abstract Expressionism. New York, 1990; Hughes R. American Visions. The Epic History of Art in America. New York, 1997; Leja M. Reframing Abstract Expressionism. Subjectivity and Painting in the 1940-s. New Haven, 1997.M. Тлостанова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.