Абстрактный Экспрессионизм


Абстрактный Экспрессионизм
(Abstract Expressionism, AbEx)
   направление в живописи, сформировавшееся в США в 1940-1950. Имел опосредованное отношение к европейскому экспрессионизму первых десятилетий XX в., хотя раннее, фигуративное творчество некоторых его представителей и было отмечено в той или иной мере экспрессионистскими тенденциями. Это касается как ряда стилистических признаков, так и психологической атмосферы (“Напряженные, тайные, экспрессивные образы стали выражением невроза, заменившего нам реальность”, А.Готлиб). А.э. неоднороден, само это словосочетание противоречиво, так как содержит отказ от фигуративности вместе с обращением к эстетической системе, в которой доминирует выражение внутреннего мира человека и его чувств. Термин появился в 1946, когда Р.Коутс назвал “абстрактными экспрессионистами” У. де Кунинга* и Дж.Поллока*, вошедших позднее в “Нью-йоркскую школу”. “Опасно давать себе самим имя”, - так высказался о “неуклюжем”, но прижившемся термине У. де Кунинг.
   Важную роль в зарождении А.э. сыграло восприятие в США европейского авангардного искусства, начиная с выставки “Армори Шоу” (1913). Его непосредственными американскими предшественниками были польский иммигрант Дж.Грэм, увлекавшийся юнгианством и психоанализом, иммигрант из Армении А.Горки*, М.Хартли и М.Уэбер. Как и все авангардное искусство в США, А.э. заимствовал понемногу из разных течений: из кубизма - композиционные решения и подчеркнутую цельность пространства картины; из сюрреализма - импровизацию и повышенный интерес к сфере бессознательного, принцип “автоматизма” и свободной ассоциации, в формах, свойственных Х.Миро и А.Массону. Значительное влияние на его развитие оказали европейские художники-сюрреалисты, иммигрировавшие в США в годы II мировой войны. В 1942 П.Гуггенхейм открыла галерею “Искусство нынешнего века”, где молодые американские художники стали встречаться с европейскими мастерами. С 1943 по 1947, когда галерея закрылась, здесь прошли выставки Дж.Поллока, М.Ротко, К.Стилла. В 1951 в Музее современного искусства состоялась выставка абстрактной живописи и скульптуры, представившая “АbЕх” как оригинальное, хотя и размытое течение.
   Большинство его представителей не были абстракционистами в точном значении термина. На их огромных полотнах проступали вполне узнаваемые образы. Прежде всего это касается того крыла течения, которое принято называть “акционизмом”, или “живописью действия” (“action painting”, термин предложен Г.Розенбергом). Их творческие поиски характеризовались интенсивностью ощущений, трагизмом, порой пафосом. Однако пафос был экзистенциальным: “абстрактных экспрессионистов” отличало отвращение к социально заряженному американскому искусству 1930-х. Почти все они, за исключением де Кунинга, испытали сильнейшее воздействие примитивизма, отличались повышенным интересом к архетипам, мифам, прапамяти как источникам вдохновения. Индейское и афро-американское искусство, петроглифы, наскальные рисунки, песчаные картины оказали влияние на Поллока, Бейзиотса, Готлиба, как с точки зрения композиции, перспективы масштаба, техники, так и в смысле интереса к тотемам.
   Работы другого крыла “абстрактного экспрессионизма” отмечены отсутствием как непосредственности “акционизма”, так и интереса к автоматизму. Они получили условное название “живописи цветовых полей” (“color field painting”), где “поля” интерпретировались в категориях возвышенного и прекрасного. Цвет играет решающую роль в живописи М.Ротко, которого можно рассматривать в известном смысле как “религиозного” художника: по словам исследователя американского искусства Дж.С.Тейлора, он “создал духовный ритуал для общества, в основном лишенного ритуала, религиозный опыт без церковных атрибутов”. Константой полотен Б.Ньюмена стала прямая вертикальная линия, рассекающая их сверху донизу, подобно тому как причудливо изогнутые линии рассекали пространство огромных картин К.Стилла 1940-х. Но и эти художники создавали не чистые абстракции, а своего рода экспрессивные “портреты американского пространства”.
   Возникнув в целом как художественное явление, шедшее по следам европейского авангарда, А.э. сумел стать самостоятельным направлением в американской живописи. К концу 1950-х превратился в ведущее течение в американском искусстве, активно поддерживался государством как выражение американской свободы и независимости. К 1960-1970-м относится и волна популярности этого течения за пределами США.
   Лит.: Frank Е. Jackson Pollock. New York, 1983; Anfam D. Abstract Expressionism. New York, 1990; Hughes R. American Visions. The Epic History of Art in America. New York, 1997; Leja M. Reframing Abstract Expressionism. Subjectivity and Painting in the 1940-s. New Haven, 1997.
   M. Тлостанова

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Абстрактный Экспрессионизм" в других словарях:

  • Абстрактный экспрессионизм — Послевоенный (кон. 40 х 50 е гг. XX в.) этап развития абстрактного искусства. Сам термин еще в 20 е гг ввел немецкий искусствовед Э.(?) фон Зюдов (E. von Sydow) для обозначения некоторых аспектов искусства экспрессионистов (см.: Экспрессионизм).… …   Энциклопедия культурологии

  • АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ — ( живопись действия , бесформенное искусство , ташизм), разновидность абстрактного искусства 1940 50 х гг. в США, Франции и др. странах (Дж. Поллок, М. Тоби и др.); провозгласил своим методом чистый психический автоматизм и субъективную… …   Современная энциклопедия

  • АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ — разновидность абстрактного искусства. Возник под влиянием сюрреализма с его идеей автоматического письма . Ярче всего проявился в живописи в свободных композициях, создаваемых крупным, импульсивным мазком, иногда в технике живописи действия (англ …   Большой Энциклопедический словарь

  • АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ — АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ, разновидность абстрактного искусства (см. АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО). Возник под влиянием сюрреализма (см. СЮРРЕАЛИЗМ) с его идеей «автоматического письма». Ярче всего проявился в живописи в свободных композициях,… …   Энциклопедический словарь

  • Абстрактный экспрессионизм — (англ. abstract expressionism)  школа (движение) художников, рисующих быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических …   Википедия

  • ЭКСПРЕССИОНИЗМ — (от лат. expressio выражение) направление в австро немецком искусстве первых десятилетий ХХ в., одно из классических направлений европейского модернизма. Для Э. характерен принцип всеохватывающей субъективной интерпретации реальности,… …   Энциклопедия культурологии

  • Экспрессионизм — «Крик» норвежского художника …   Википедия

  • Шведский экспрессионизм —    проявился преимущественно в форме тенденций в творчестве отдельных деятелей литературы и искусства, часто не связанных между собой. При этом распространение экспрессионизма в литературе, а также в театре происходило в период между I мировой… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Американский (США) Экспрессионизм —    охватывает значительный круг художественных явлений, проявляясь в разное время и в разной степени в творчестве большого числа художников, в том числе и очень крупных, практически во всех областях искусства. Однако при этом в США не возникло… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Нео-экспрессионизм — Неоэкспрессионизм (Neo expressionism) направление в современной живописи, которое возникло в конце 1970 х и доминировало на арт рынке до середины 1980 х. Неоэкспрессионизм возник в Европе как реакция на концептуальное и минималистическое… …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Абстрактный Экспрессионизм» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.