Клее, Пауль


Клее, Пауль
(Klee, Paul)
(18.12.1879, Мюнхенбухзее близ Берна, - 29.06.1940, Локарно-Муральто)
   швейцарский живописец и график. Родился в семье музыкантов, учился в Академии художеств в Мюнхене у Ф.Штука в 1900-1901. В 1900-е, наряду с занятием изобразительным искусством, пытался утвердить себя как профессиональный музыкант, литератор и театральный критик; совершил учебные поездки в Италию (1902) и Париж (1905). С 1911 работал в тесном контакте с окружением В.Кандинского* в Мюнхене, в 1912 общался в Париже с Р.Делоне, интересовался работами П.Пикассо и А.Матисса. В 1924 вместе с В.Кандинским, А.Явленским* и Л.Файнингером* входил в объединение “Синяя четверка” (выставки в Германии и США).
   Чрезвычайно емкое и многоаспектное искусство К. позволяет говорить о внутренней связи этого художника с экспрессионизмом, сюрреализмом, дадаизмом* и о близости к таким большим мастерам XX столетия, как Кандинский, П.Пикассо, Х.Миро, С.Дали, М.Эшер. Для творчества К. характерны абсолютная внутренняя свобода в выборе темы, неповторимость художественных приемов и независимость от традиций ради сугубо индивидуальной и последовательной интерпретации современности. Природа творчества К. может казаться двойственной: присущее художнику ощущение динамики текущего времени находило не инстинктивное, как у большинства экспрессионистов, но сугубо интеллектуальное и умозрительное воплощение в ходе неспешного, строго контролируемого рабочего поиска. Каждая композиция К. с ее необычными изобразительными средствами и “сюжетными” парадоксами, оказывалась как бы слепком спонтанно улавливаемой и доводимой до гротеска картины действительности. Акт формотворения представал одновременно актом миротворения - к этому же, как известно, пришел в начале 1910-х Кандинский. При всем различии почерков этих мастеров, у К. экспрессия проистекает из сходного ощущения парадоксального, но “истинного” для мастера мира, нескончаемого круговорота художественных форм, связуемого с процессом вечного обновления форм природных. Идея бесконечной дифференцированности мира и преобладания в нем не просто противоречий, но антиномий составляет основную мысль искусства К. “Разве это не так, что сравнительно небольшой шаг - взгляд через микроскоп -являет нашему взору такие картины, которые мы бы объявили фантастическими или заумными, если бы увидели их где-нибудь случайно? Наше неспокойное сердце гонит нас вглубь, как можно дальше вглубь, к первопричине [...] Тогда те же курьезы становятся реальностями искусства, придающими жизни нечто большее, чем когда она представлена в ракурсе повседневности” (Из доклада на собственной выставке в Йене, 1924).
   Становление индивидуального художественного метода К. приходится на ранние 1910-е, когда он жил и работал в Мюнхене и находился в постоянном контакте с Кандинским и другими мастерами “Дер блауэ райтер”*. Очень важными вехами в его творческой биографии стали третья поездка в Париж в 1912 (встречи с лидерами парижского авангарда) и преподавательская деятельность в Баухаусе* в Веймаре и Дессау (1921-1930), где он постоянно общался с В.Гропиусом*, Кандинским, Л.Файнингером, Л.Мохой-Надем. Однако эволюция художника совершалась, в основном, в ходе им же заданной программы и независимо от воздействий извне. Показательно, что в период сближения с лидерами “Дер блауэ райтер” К. не писал картин; к масляной живописи он пришел уже сорокалетним, в конце 1910-х, после долгого и аналитического изучения техники акварели. Столь же программным, если иметь в виду комплексную реализацию К., воспринимаются его интерес к теории музыки и к литературным опытам, изучение каллиграфии, техники старых шпалер, а также строго избирательные маршруты путешествий (в том числе в Тунис, Португалию, Сицилию, Корсику, Египет). Многое потом сказалось в его стиле - в подчеркнуто “тканевой” фактуре акварельных листов, в каллиграфической чистоте контурного рисунка, в “аккордных” ритмах и в “звуковой” структуре элементов композиций. В зрелые годы К. отказался от визуального пространства, светотени и обратился к характерному сочетанию живописного и графического начал, что привело к условности его трактовок пространства и времени в рисунках и картинах. Предметная реальность трансформируется в его творчестве в чисто графические знаки-элементы, обыденные вещи превращаются в “идеи”, тяготеющие то к единству, то к разобщению друг с другом. Столь сложная понятийная структура изобразительного языка в конечном счете была рассчитана на идеального зрителя, способного поддержать предлагаемую художником “игру” с реальностью. Чаще всего К. сохранял предметно-ассоциативную “интригу” или даже подобие “сюжета” в композиции, упрощая их до схемы детского рисунка. Но то была уже другая “реальность”, прошедшая горнило формообразования и сублимированная из недр сознания и творческого процесса. Контур оказывался при этом важнейшим элементом композиций К., а при повторах или вариациях единожды рожденной формы возникало ощущение музыкального ритма. “Разговоры об инфантилизме моего рисунка имеют очевидно своей исходной точкой те линеарные образования, в которых я пытался связать предметное представление- скажем, человека- с чистым изображением линеарного элемента. Если бы я хотел дать человека таким, "как он есть", то для воплощения этого потребовалось бы столь путанное взаимопереплетение линий, что[...] получилось бы нечто мутное, граничащее с полной неразберихой” (из того же доклада).
   В апреле 1933 К. был отстранен от преподавания в Академии художеств в Дюссельдорфе, после чего вынужден был переехать в Швейцарию. В годы нацизма в его работах усиливается настроение тревоги, пессимизма и ожидания смерти (“Страх”, “Angst”, 1934; “Революция виадуков”, “Revolution des Viaduktes”, 1937; “Смерть и пламя”, “Tod und Feuer”, 1940). Типичные для его прежнего искусства символы (змея, стрела, маска и др.) обретают иероглифическое начертание, превращаясь в емкие по смыслу идеограммы (“Бьющий в литавры”, “Paukenspieler” 1938).
   Творчество К. - наиболее показательный пример потенциальных возможностей экспрессионизма, диапазона его тем и глубины трактовок, отвечающих драматичному XX столетию. “Я неуловим в своем естестве, ибо нахожусь как среди умерших, так и среди еще не родившихся существ, записал К. в дневнике. - Немного ближе к зерну творения, чем обычно, но все же не так близко, как я бы того желал”.
   Произв.: “Девушка на дереве”, “Jungfrau im Baum”, 1905; “Обнаженная до колен”, “Weiblicher Akt bis zu den Knien”, 1910; “Смерть за идею”, “Der Tod fur die Idee”, 1915; “Голова с немецкими усами”, “Kopf mit deutschem Bart”, 1920; “Цветная молния”, “Bunter Blitz”, 1927; “Черный принц”, “Schwarzer Fürst (Prinz)”, 1927; “Имеет голову, руку, ступню и сердце”, “Hat Kopf, Hand, Fuss und Herz”, 1930; “Танцы со страху”, “Tänze vor Angst”, 1938; “Высокомерие”, “Uebermut”, 1939.
   Соч.: Tagebücher 1898-1918. Bern, 1988; Briefe an die Familie / Hg. F.Klee. Bd. 1-2. Köln, 1979.
   Лит.: Grohmann W. Paul Klee. Stuttgart, 1965; GlaesemerJ. Paul Klee. Handzeichnungen. Bd. 1-3. Bern, 1973-1979; Werckmeister O.K. Versuche über Paul Klee. Frankfurt, 1981; Мастера искусств об искусстве. T. 5. Кн. 2. M., 1969; Искусство, которое не покорилось. 1933-1945. Немецкие художники в период фашизма. М., 1972; Зернов Б. Рисунок и его формообразующая роль в творчестве Пикассо и Клее// Западно-европейская графика XV-XX веков. Л., 1985.
   Ю. Маркин

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Клее, Пауль" в других словарях:

  • Клее, Пауль — Пауль Клее Paul Klee …   Википедия

  • Клее Пауль — Клее, Пауль Пауль Клее (нем. Paul Klee, 18 декабря 1879, Мюнхенбухзее, под Берном 29 июня 1940, Локарно) швейцарский художник, график, теоретик искусства, одна из крупнейших фигур европейского авангарда. Содержание …   Википедия

  • Клее Пауль —         (Klee) (1879 1940), швейцарский живописец и график. Учился в АХ в Мюнхене (1898 1901) у Ф. фон Штука. Испытал влияние П. Сезанна и В. В. Кандинского. В 1906 20 жил в Мюнхене, где входил в объединение Синий всадник . В 1921 30 преподавал в …   Художественная энциклопедия

  • Клее Пауль — (Klee) (1879 1940), швейцарский живописец, график. Один из лидеров экспрессионизма. Член «Синего всадника». Тяготел к абстрактному искусству, нередко использовал сюрреалистические формы и образы. Мастерски соединял в композициях живописные и… …   Энциклопедический словарь

  • Клее Пауль — Клее (Klee) Пауль (18.12.1879, Мюнхен букзе, близ Берна, ‒ 29.6.1940, Муральто, близ Локарно), швейцарский живописец и график. Учился в АХ в Мюнхене (1898‒1901) у Ф. Штука, в 1906‒20 жил в Мюнхене, где входил в объединение «Синий всадник». В… …   Большая советская энциклопедия

  • КЛЕЕ Пауль — (Klee, Paul) (1879 1940), швейцарский художник и график, родился в Мюнхенбукзее, близ Берна, 18 декабря 1879. Учился в школе Книтта и у Ф.Штука в Академии художеств в Мюнхене в 1898 1900, следующий год провел в Италии. Затем на несколько лет… …   Энциклопедия Кольера

  • Клее, Пауль — П. Клее К Парнасу . 1932. Художественный музей. Берн. КЛЕЕ (Klee) Пауль (1879 1940), швейцарский живописец и график. Один из лидеров экспрессионизма, тяготел к абстрактному искусству. В своих произведениях добился тонкой выразительности линейных… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Пауль Клее — Клее, Пауль Пауль Клее (нем. Paul Klee, 18 декабря 1879, Мюнхенбухзее, под Берном 29 июня 1940, Локарно) швейцарский художник, график, теоретик искусства, одна из крупнейших фигур европейского авангарда. Содержание …   Википедия

  • Клее П. — Клее, Пауль Пауль Клее (нем. Paul Klee, 18 декабря 1879, Мюнхенбухзее, под Берном 29 июня 1940, Локарно) швейцарский художник, график, теоретик искусства, одна из крупнейших фигур европейского авангарда. Содержание …   Википедия

  • Клее — (нем. Klee)  немецкая фамилия. Известные носители: Клее, Генрих (1800 1840)  немецкий католический богослов; Клее, Пауль (1879 1940)  швейцарский художник; Клее, Христиан Карл Людвиг  прибалтийский деятель культуры конца… …   Википедия

Книги

  • Музей искусств, Лос-Анджелес, Милюгина Елена. Альбом знакомит читателя с историей и художественной коллекцией Музея искусств округа Лос-Анджелес (LACMA) - одного из самых молодых и перспективных музеев мира. За полвека он стал крупнейшим… Подробнее  Купить за 3163 руб
  • Die Farbenfibel, Oftwald W.. Прижизненное издание. Лейпциг, 1924 год. Издательство "Verlag Unesma G. m. b. H." Иллюстрированное издание с 10 цветными таблицами. Типографский переплет. Сохранность хорошая. Вниманию… Подробнее  Купить за 2000 руб
  • Мой муж Эдисон Денисов, Екатерина Купровская. Книга Екатерины Олеговны Купровской «Мой муж Эдисон Денисов» посвящена выдающемуся русскому композитору, музыковеду, профессору Московской консерватории, Президенту Ассоциации современной… Подробнее  Купить за 1444 руб
Другие книги по запросу «Клее, Пауль» >>


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.