Клемм, Вильгельм


Клемм, Вильгельм
(Klemm, Wilhelm)
(псевдоним Феликс Бразиль, Felix Brazil, 15.05.1881, Лейпциг - 23.01.1968, Висбаден)
   немецкий поэт. Старший сын в семье книготорговца. С 1900 по 1905 изучал медицину в Мюнхене, Лейпциге, Эрлангене и Киле. Защитив диссертацию, работал ассистентом в лейпцигском госпитале (1906-1908). После смерти отца (1908) унаследовал книжную лавку. В 1912 женился на дочери издателя А.Кронера, поэтессе Э.Кронер. Начал печататься в журнале “Симплициссимус”; в 1914 при содействии Ф.Пфемферта* дебютировал в журнале “Акцион”*. Сатира и неоромантическая “словесная живопись” - два полюса, к которым стягивается ранняя лирика К. С одной стороны, он “исповедовался в ненависти к филистерству” (П.Раабе), с другой, - отчаянно балансировал на грани стилизованного декаданса, обнаруживая “пышное словоблудие” (зрелая самооценка К.) и черную меланхолию - следы влияния О.Бёрдсли, Ш.Бодлера и Г.Гофмансталя. Постепенно символистские имитации стали отходить на второй план, уступая место алогичной и экспрессивной манере письма на темы “глобального и личного апокалипсиса” (В.Роте). Подобно ван Годдису* и А.Лихтенштейну*, К. расправлялся в первую очередь с внутренней архитектоникой образа, разрушая и расчленяя его. В итоге возникал калейдоскоп зарисовок с “метами” страха, тоски, издевки, истерики. При этом для К. и речи не было о формотворчестве и языковом экспериментаторстве, к которым он чувствовал себя “непригодным”. Похожим образом он признавался в абсолютном бессилии “объявить войну собственной буржуазности”. От искусства К. откровенно требовал захватывающего обмана: “Нам вовсе не нужна поэзия / Нам нужно трюкачество”. С помощью литературы - как и любой другой деятельности, будь то поиски эликсира бессмертия или курение гашиша (“Программа”, “Programm”, 1915) - человек пытается “заделать фатальную брешь в бытии”. Поскольку все попытки этого рода заранее обречены на провал, их единственное оправдание видится в изощренности и увлекательности.
   В I мировую войну К. служил на Западном фронте войсковым врачом. Его отношение к войне амбивалентно. В стихах его первого сборника “Слава! Военные стихотворения с поля боя” (“Gloria! Kriegsgediente aus dem Feld”, 1915) война, с одной точки зрения, предстает “симфонией катастрофы”, ярким “возбуждением экзотического демонизма”, с другой - оборачивается демонстрацией “высочайшей человечности в самой непроходимой кровавой грязи”: “В то время как юные поэты пребывают на стадии ура-патриотизма, он изображает ужасы войны с тревожно-поэтической концентрацией переживаемой реальности, и это действует сильнее, чем дикий пафос антивоенной лирики Верфеля*, Бехера*, Эренштейна*, Оттена, Леонгарда, Газенклевера*” (К.Пинтус*). В годы войны Ф.Пфемферт регулярно (и вместе с тем избирательно, отклоняя гимны “возрождающей силе и мощи”) печатает К., превращая его едва ли не в главного участника антивоенной кампании журнала. В 1918 К. покинул “Акцион”, не желая следовать “новому революционному курсу” Пфемферта. Годом позже выходят два стихотворных сборника К.: “Волнение” (“Ergriffenheit”) и “Расцвет” (“Entfaltung”, оба 1919). Его поэзия остается по-прежнему гиперассоциативной и неструктурированной, мысли движутся по спиралям и лабиринтам, размер и рифма, как правило, отсутствуют, монотонные фразы “слипаются” друг с другом, противясь ритму. В следующей книге стихов (“Хлам воображения”, “Traumschutt”, 1920) К. попытался радикально изменить свой стиль. По выражению О.Лёрке*, одного из немногих, кто принял “Хлам”, “Клемм сделался серьезным в этом маленьком сборнике”. Он устроил себе “лирическое аутодафе”, а критика подлила масла в огонь. Ф.Пфемферт назвал “Хлам” подлинным “хламом”, “место которому - в мусорной корзине”.
   В 1919 К. стал руководителем крупного букинистического магазина в Лейпциге, с 1921 - управлял также издательством Кронера. Последнюю книгу стихов - “Кукла Сатаны” (“Die Satanspuppe”, 1922) - он издал под псевдонимом “Феликс Бразиль” (из предисловия к ней следует, что “назвать свое имя автору не позволяет немецкий менталитет”). В характерной циничной манере К. развенчивал “грезы любви”, которые представлялись ему либо мучительным и пошлым самообманом, либо поводом к “самопародии”. Затем К. внезапно порвал с литературой, обратившись к издательской деятельности. При нацизме его исключили из Имперской палаты письменности (1937) за “политическую неблагонадежность”. После II мировой войны К. обосновался в Висбадене (1945), где открыл новое издательство (все прежние его предприятия не пережили войны). К этому времени как поэт он был уже прочно забыт. Он и сам списал “1500 своих стихотворений” на счет моды, а в 1958 “нашел в себе мужество” заверить явившегося к нему библиофила, что не знаком с поэтом К. Его имя осталось связанным с ранней историей журнала “Акцион”, когда он считался одним из самых авторитетных поэтов первого экспрессионистского поколения.
   Соч.: Verse und Bilder, 1916; Aufforderung. Gesammelte Verse, 1917; Verzauberte Ziele, 1921. Ich lag in fremder Stube, 1981.
   Лит.: Czesienski A. Nachwort Traumschutt. Ausgewählte Gedichte. Berlin; Weimar, 1985; Ortheil H.J. W.Klemm. Ein Lyriker der Menschendämmerung. Stuttgart, 1979.
   Ю.Логинова

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Клемм, Вильгельм" в других словарях:

  • Клемм, Вильгельм — Вильгельм Клемм (нем. Wilhelm Ludwig August Theodor Clemm; 28 декабря 1843, Гиссен  21 сентября 1883, Гиссен)  немецкий филолог. Профессор в Гиссене, автор весьма ценных исследований по грамматике греческого и латинского языков, к… …   Википедия

  • Клемм Вильгельм — Вильгельм Клемм (нем. Wilhelm Ludwig August Theodor Clemm; 28 декабря 1843, Гиссен  21 сентября 1883, Гиссен)  немецкий филолог. Профессор в Гиссене, автор весьма ценных исследований по грамматике греческого и латинского языков, к которой он… …   Википедия

  • Клемм Вильгельм — (Clemm, 1843 1883) немецкий филолог, профессор в Гиссене, автор весьма ценных исследований по грамматике греческого и латинского языков, к которой он применил выводы сравнительного языкознания. Написал: Die neuesten Forschungen auf dem Gebiet der …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Клемм, Вильгельм — (Clemm, 1843 1883) немецкий филолог, профессор в Гиссене, автор весьма ценных исследований по грамматике греческого и латинского языков, к которой он применил выводы сравнительного языкознания. Написал: Die neuesten Forschungen auf dem Gebiet der …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Клемм, Вильгельм Карлович — Вильгельм Карлович Клемм Дата рождения 25 марта 1815(1815 03 25) Дата смерти 21 ноября 1891(1891 11 21) (76 лет) Место смерти С …   Википедия

  • Клемм — Клем  фамилия. Известные носители: Клемм, Василий Оскарович (1861 1938)  дипломат, первый российский консул на территории Индии Клемм, Вильгельм Клемм, Вильгельм Карлович (1815 1891) генерал майор, военный топограф Клемм, Генрих Клемм,… …   Википедия

  • Вильгельм Клемм — (нем. Wilhelm Ludwig August Theodor Clemm; 28 декабря 1843, Гиссен  21 сентября 1883, Гиссен)  немецкий филолог. Профессор в Гиссене, автор весьма ценных исследований по грамматике греческого и латинского языков, к которой он применил выводы… …   Википедия

  • Клемм В. — Вильгельм Клемм (нем. Wilhelm Ludwig August Theodor Clemm; 28 декабря 1843, Гиссен  21 сентября 1883, Гиссен)  немецкий филолог. Профессор в Гиссене, автор весьма ценных исследований по грамматике греческого и латинского языков, к которой он… …   Википедия

  • Клемм, Василий Оскарович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Клемм. Василий (Вильгельм) Оскарович фон Клемм (21 мая 1861(18610521), Санкт Петербург  16 сентября 1938, Берлин)  русский дипломат, первый российский консул на… …   Википедия

  • Клемм, Генрих Вильгельм — Связать? …   Википедия


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.