Кольвиц, Кэте

Кольвиц, Кэте
(Kollwitz, Käthe)
(08.07.1867, Кенигсберг - 22.04.1945, Морицбург)
   немецкий график, занималась также скульптурой. Родилась в семье священника, обучалась живописи у К.Штауффер-Берна в женской Художественной школе в Берлине (1884-1885) и у Л.Гертериха в Мюнхене (1888-1889), технике гравюры - у Р.Мауэра в Кенигсберге (1882 и 1890), скульптуре - в Академии Жульена в Париже (1904). С 1891 переходит к работе исключительно в графике, с 1910 под впечатлением от работ О.Родена и К.Менье пробует свои силы в скульптуре. В 1898-1902 преподает в женской Художественной школе в Берлине; в 1919 избирается членом Прусской Академии искусств, с 1928 - профессор, руководитель мастерской графики в этой же Академии.
   Историческая роль К. в немецком изобразительном искусстве определялась ее постоянной жаждой отклика на события современности и умением достигать максимума обобщения и выразительности в трактовке избираемых тем. Экспрессионистская тенденция наметилась в первой же ее крупной работе - цикле офортов “Восстание ткачей” (“Weberaufstand”, 1895-1898, по мотивам пьесы Г.Гауптмана “Ткачи” - “Die Weber”) - и была связана с увлечением символизмом. Символистская подоснова продолжала сказываться во всем ее зрелом творчестве, особенно в тяготении к расхожим образным стереотипам (персонификация Смерти), а также в названиях произведений. “Клингер был сильнейшим увлечением моей юности”, - признавалась К. в 1930. Стилистике экспрессионизма больше соответствовала художественная форма, резко усиливающая подтекст трагического ощущения жизни. К. обладала редкостным даром композиционного мастерства, выделяющим ее даже в ряду крупнейших мастеров в Европе XX в.
   Зрелое искусство К. - показательный пример возможной связи социально-критического искусства с экспрессионизмом. А.В.Луначарский* не без оснований писал о ней в 1926 как о великом агитаторе, хотя подчеркнутый иррационализм ее трактовок и предпочтение символико-знаковых средств свидетельствовали о пацифистских позициях и о более глубинном процессе творческого мышления, нежели у таких мастеров социального искусства в Германии как Х.Цилле, Х.Балушек, Т.Хайне, Г.Гросс* и др. С другой стороны, метод жесткой “экономии художественных средств” (выражение самой К.), соблюдаемый ею в графике с конца 1900-х, помимо эстетических мотиваций, имел целью максимальную доступность содержания рисунков (“Мое твердое убеждение: между художником и народом должно быть взаимопонимание. Мне хотелось, чтобы люди, взглянув на мои рисунки, начинали вопить”. Из дневника, 1916).
   В этой принципиальной для нее позиции К. решительно расходилась с мастерами “Брюкке”* и “Дер блауэ райтер”*. Специфика ее творческой манеры как художника-экспрессиониста отмечена и другими признаками. В “Крестьянской войне” (“Bauernkrieg”, 1903-1908) открыто используются средства внешней динамики, что обычно избегалось в экспрессионизме. У К. они сказывались в мастерски обыгрываемом предощущении взрыва эмоций или действия людей, нередко в доминантной кульминации, в резком высвобождении той или иной роковой стихии (лист первый “Прорыв”, “Losbruch”, 1902; в более поздних гравюрах - “Женщина и Смерть”, “Tod und Frau”, 1910; “Добровольцы”, “Freiwillige”, 1923). Столь же уверенно использовала К. и типично экспрессионистский прием напряженной статики, то есть сопоставления возбужденного состояния образа (или атмосферы сцены) и конструктивно целостной, уравновешенной композиции (лист седьмой “Пленные”, “Gefangene”, 1908; позже - в гравюре “Памяти Карла Либкнехта”, “Gedenkblatt für Karl Liebknecht”, 1919).
   Самый содержательный период творчества К. - время от Ноябрьской революции 1918 до прихода нацистов к власти. В эти годы созданы ее лучшие циклы: “Война” (“Krieg”, 1915-1923), “Голод” (“Hunger”, 1924), “Разлука и смерть” (“Abschied und Tod”, 1924), “Смерть” (“Tod”, 1934-1935), несколько превосходных автопортретов и отдельные листы-шедевры (“Помогите России”, “Helft Russland”, 1921; “Пережившие”, “Überlebende”, 1923, и др.). К. использовала в эти десятилетия в основном технику литографских рисунков и гравюры на дереве, позволявшую возможность почти живописных эффектов и предельного лаконизма композиций. В тот же период ее искусство заметно сближается с творчеством Э.Барлаха*: по сходству графических техник, выбору тем и их символико-пацифистских трактовок и явному параллелизму композиционного мышления. “Мертвый Барлах оставил мне свое благословение. Я могу хорошо работать” (Из дневника, ноябрь 1938).
   Весьма значителен вклад К. в немецкую фигуративную пластику первой трети XX в. Метод ее работы как скульптора был традиционен, профессиональная подготовка явно недостаточной (двухмесячный опыт работы с натуры в Париже в 1904). Однако и здесь уровень мастерства определялся феноменальным чувством композиции и лаконизмом выразительных средств. Графика и скульптура К. - явления взаимосвязанные и художественно равнозначные; частое обращение к пластике в 1930-е объяснялось желанием повторить или развить наиболее удачные композиционные находки в графике предшествующих лет (“Материнство”, “Mutter mit Zwillingen”; “Башня матерей”, “Turm der Mütter”, обе 1937; “Разлука”, “Abschid”, 1940). В ряду оригинальных решений следует особо отметить бронзовую “Пьету”, “Pieta”, 1938, как пример современного толкования традиционного иконографического мотива. Самая известная работа - монументальная двухфигурная бронзовая композиция “Родители”, “Die Eltern”, установленная в 1932 как памятник павшим на солдатском кладбище в Роггевельде (сегодня - в Ванслоо, Бельгия).
   Осенью 1927 К. вместе с живописцем О.Нагелем совершила поездку в СССР по приглашению Советского правительства; в 1929 ее награждают французским орденом “За заслуги”. Конец жизни художницы был омрачен преследованиями нацистов (исключение из Прусской Академии искусств в 1933, запрет профессиональной деятельности в 1936).
   Произв.: Графика: “Автопортрет”, “Selbstbildnis”, 1934. Скульптура: композиции “Влюбленные”, “Liebespaar”, 1913 (бронза); рельеф “Плач” (“Памяти Барлаха”), “Die Klage” (“Selbsbildnis, um den Tod Barlachs klagend”), 1938.
   Лит.: Nagel Otto. Käthe Kollwitz. Dresden, 1950; Käthe Kollwitz. Aus meinem Leben. München, 1957; Käthe Kollwitz. Aus Tagebüchern und Briefen. Berlin, 1959; Beate Bonus Jeep. Sechzig Jahre Freundschaft mit Käthe Kollwitz. Bremen, 1963; Сидоров A.A. Кэте Кольвиц. M., 1962; Кэте Кольвиц. Каталог выставки в Академии художеств в Москве. М., 1963.
   Ю.Маркин

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Кольвиц, Кэте" в других словарях:

  • Кольвиц, Кэте — Кете Кольвиц Имя при рождении: Käthe Kollwitz Дата рождения: 8 июля 1867 Место рождения …   Википедия

  • Кольвиц Кэте — Кете Кольвиц Имя при рождении: Käthe Kollwitz Дата рождения: 8 июля 1867 Место рождения …   Википедия

  • Кольвиц, Кете — Кэте Кольвиц …   Википедия

  • Кольвиц — Кольвиц, Кете Кете Кольвиц Имя при рождении: Käthe Kollwitz Дата рождения …   Википедия

  • Кольвиц — Кэте (Kollwitz, Kathe), урожд. Шмидт (Schmidt) 1867, Кёнигсберг 1945, Морицбург, близ Дрездена. Немецкий график и скульптор. С юных лет восприняла социально критические умонастроения от своего отца, строительного мастера и активиста религиозно… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Кольвиц Кете — Кольвиц (Kollwitz; урождённая Шмидт, Schmidt) Кете (8.7.1867, Кенигсберг, ныне Калининград, СССР, ‒ 22.4.1945, Морицбург, Саксония), немецкая художница. График и скульптор. Выросла в семье, причастной к рабочему движению и идеям социализма.… …   Большая советская энциклопедия

  • Кэте Кольвиц — Кете Кольвиц Имя при рождении: Käthe Kollwitz Дата рождения: 8 июля 1867 Место рождения …   Википедия

  • Кольвиц — (Kollwitz; урождённая Шмидт, Schmidt)         Кете (8.7.1867, Кенигсберг, ныне Калининград, СССР, 22.4.1945, Морицбург, Саксония), немецкая художница. График и скульптор. Выросла в семье, причастной к рабочему движению и идеям социализма. Училась …   Большая советская энциклопедия

  • Кете Кольвиц — Имя при рождении: Käthe Kollwitz Дата рождения: 8 июля 1867 Место рождения …   Википедия

  • Жизнь замечательных людей. Таблица — Жизнь замечательных людей. Таблица  Основная информация о серии Жизнь замечательных людей находится на странице Жизнь замечательных людей. Здесь книги серии приведены в виде таблицы. Номер по каталогу Автор Название Год Число страниц Тираж… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»