Корнфельд, Пауль


Корнфельд, Пауль
(Kornfeld, Paul)
(01.12.1889, Прага, Австро-Венгрия - 25.04. 1942, концлагерь Лодзь, Польша)
   австрийский драматург, прозаик, эссеист, критик. Сын владельца фабрики, посещал гимназию в Праге вместе с Ф.Верфелем*, Э.Дойчем* и В.Хаасом*. В круг его юношеского литературного общения входили Ф.Кафка*, М.Брод*, О.Баум*; хорошо знавший и любивший немецкую культуру, К. был и знатоком чешской культуры. В 1916 переселяется во Франкфурт-на-Майне, где ведет жизнь свободного художника; в 1925 переезжает в Берлин и остается до конца 1932 (с перерывом на один год, когда работает заведующим литературной частью театра в Дармштадте).
   К. начинал как драматург, автор лирико-экстатических драм, первая из которых, “Соблазнение” (“Die Verführung”, 1913), была поставлена в 1916 во Франкфурте-на-Майне, что, как принято считать, способствовало прорыву экспрессионистской драматургии на сцену. С самого начала К. отрицает “привычную психологию” (К.Эдшмид*); подобно многим экспрессионистам, он понимает “психологическое” как “буржуазное”, как вторжение рационального мышления в душевную спонтанность и противопоставляет “психологическому человеку” - “человека одушевленного” (“beseelt”), что напоминает экзистенциалистское разделение на “подлинное” и “не-подлинное” бытие. В “Соблазнении”, несущем на себе следы влияния Э.Сведенборга и А.Стриндберга*, герой с символической фамилией Биттерлих (“Отчаявшийся”) живет в промежуточном пространстве между сном и явью. В патетическом экспрессионистском стиле автор изображает “человека души”, который из боли и ненависти убивает обычного бюргера, живущего “не-душевной” жизнью. Герой добровольно дает увести себя в тюрьму, но не из чувства вины, а для того, чтобы спрятаться от “внешнего мира” и в изоляции предаться своим мечтам и экстазам. Возврат назад, в обыденной мир, для него равносилен смерти.
   Изоляция от реальной жизни, уход в существование, больше напоминающее сон, – постоянные мотивы К. В прозаическом сочинении “Легенда” (“Legende”, 1916) два персонажа - граф и слуга - жаждут освобождения от “земного” и превращаются просто в двух людей, не разделенных сословной иерархией. Они - две души, странствующие по миру чудес, они избегают расщепления на “душевное” и “материальное” и отказываются от всех земных благ.
   Во второй и самой известной экспрессионистской драме К. “Рай и ад” (“Himmel und Hölle”, 1919, постановка 1920, Берлин) члены графской семьи устраивают друг другу настоящий ад, совершая чудовищные убийства, но затем, признав подавляемую любовь, преодолев сомнения в Боге, находят блаженство в смерти. В “Эпилоге” вконец измученный граф блуждает по пустыне (здесь, как и в названии, вновь возникает перекличка с мотивами Сведенборга), попадает из пустыни в рай в сопровождении трех любящих женщин. Возможность возвращения в земную действительность полностью исключается; три женских и одна мужская душа спасены навек, вознесшись в неземные сферы, в “святое” пространство. Это победа идеального над конкретным, иллюзорного над реальным, рая над адом, что стилистически выражается, в частности, в том, что речь героев становится музыкальной, “кричащие” диалоги уступают место дуэтам, экстазы души передаются в рифмованном тексте. Прозаические пассажи относятся лишь к “бездушным”, чья злоба не заслуживает музыкального начала.
   Антитеза душевного блаженства и проистекающей из земного существования душевной муки преодолевается лишь с помощью чуда. Последнее произведение раннего экспрессионистского периода - стихотворение в прозе “Молитва о чудесах” (“Gebet um Wunder”, 1920). Вера в чудо, неотъемлемая часть мировосприятия К., воплощена для него с наибольшей художественной силой в полотнах М.Шагала*.
   К. сугубо отрицательно относился к попыткам искусства приблизиться к действительности. Эссе “Человек одушевленный и человек психологический” (“Der beseelte und der psychologische Mensch”, 1918) - манифест, направленный против натурализма и психологизма, попыток “препарировать” душу, которая в шкале ценностей К. стоит выше “характера”. У души свои непроницаемые законы, и писатель не должен делать вид, что способен их разгадать. Все раннее творчество К. проникнуто этическими постулатами: обратить душу к Всевышнему, отказаться от “материального”, разум превратить в слугу души и держать “в границах”. Этика для него - “миссия искусства”, в ней соединяются христианское учение со средневековой мистикой, руссоистские представления с метафизической тягой к обновлению на путях внутреннего совершенствования. Считавшийся одним из самых радикальных экспрессионистов, К. выступал против изменения мира посредством политики и революции, призывая каждого человека осознать свою ответственность за все человечество. Главное, чтобы управляемый “материальным миром” человек вновь “обрел душу”.
   Политические разочарования после I мировой войны привели к тому, что К. выступил с комедией “Вечная мечта” (“Der ewige Traum”, 1922), где объектом сатиры становятся планы исправления мира и человека, характерные для экспрессионизма. Смысл этой сатиры, вызывающей аналогии с романом “Мы” Е.Замятина, состоит в том, что личную жизнь человека, любовь, как и весь приватный опыт, нельзя регулировать законами или политическими решениями. Как и некоторые другие экспрессионисты, К. начинает в 1920-х писать пародии на собственные пьесы. Комедия “Пальме, или Обидчивый” (“Palme oder Der Gekränkte”, 1924) - также сатира на политическую экспрессионистскую драматургию. “Обидчивый” сродни Биттерлиху из “Соблазнения”, но автор словно вдруг увидел комизм поведения своего раннего героя. Столь же пародийна по отношению к экспрессионистской драматургии, в том числе и к его собственной, последняя комедия К. “Килиан, или Желтая роза” (“Kilian oder Die gelbe Rose”, 1926).
   К концу жизни К. еще раз вернулся к своей главной идее - изоляция как спасение. Роман “Бланш, или Ателье в саду” (“Blanche oder Das Atelier im Garten”, 1932-1941, опубликован посмертно 1957) формально не относится к экспрессионизму, но возвращает к раннему К. и одному из важных экспрессионистских мотивов - уходу от мира ради расцвета внутренних, душевных сил. Героиня романа живет в идиллической тиши старого парка, но когда внешняя реальность заставляет мечтательницу покинуть убежище, она погибает.
   В декабре 1932 К. переселился в Прагу. Глубоко подавленный, он не нашел в себе сил бежать от нацистов, оккупировавших Прагу в 1939; в 1941 был схвачен и отправлен в концлагерь в Лодзь, где погиб.
   Соч.: Sakuntala des Kalidasa, 1925; Jud Suss. Tragödie, 1930; Revolution mit Flötenmusik und andere kritische Prosa, 1977.
   Лит.: Polgar A. Die Verführung// Die Weltbühne, 1918; Angel E. Drama der Seelen // Das junge Deutschland, 3. 1920; Maren-Grisebach M. Weltanschauung und Kunstform im Frühwerk P.Kornfelds Diss. Hamburg, 1959; Maren-Griesebach M. Paul Kornfeld // Expressionismus als Literatur.
   И.Млечина

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Корнфельд, Пауль" в других словарях:

  • Kornfeld, Paul —    см. Корнфельд, Пауль …   Энциклопедический словарь экспрессионизма


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.