- Косовел, Сречко
- (Kosovel, Sreöko)(18.03.1904, Снежана, Словения - 27.05.1926, Томай, Словенское Приморье, Королевство сербов, хорватов и словенцев)словенский поэт, публицист. Сын сельского учителя. Еще в школе, в 1922, стал соавтором журнала “Лепа Вида” (“Lepa Vida”, “Красавица Вида”), затем был одним из организаторов литературно-драматического кружка имени Ивана Цанкара. В ранних стихах основное внимание уделял теме родного края. В годы учебы на философском факультете Люблянского университета (1923-1926) публиковался, в частности, в журнале либералов-аграриев “Младина” (с 1924); антикоммунистическая направленность издания сменилась при К. последовательными симпатиями к марксизму. Встав во главе “Младины”, К. пропагандировал идеи социального равенства под влиянием концепций социального гуманизма и пацифизма Р.Тагора и Л.Толстого и пролетарской культуры (эссе “Искусство и пролетарий”, “Umetnost in proletarec”, 1926). Единственный подготовленный к печати поэтический сборник “Золотая лодка” (“Zlati ôoln”, 1925) не увидел света при жизни автора, умершего от менингита двадцати двух лет.К. - центральная фигура словенского “революционного” экспрессионизма, он одним из первых новаторски - через новые для национальной поэзии формы, ритмику и строфику, в том числе через модернизированный сонет, - воплотил в поэзии экспрессионистские мотивы, отвечающие умонастроению эпохи: обреченность старого мира, гибель буржуазной культуры, трагическое мироощущение человека на переломе времен (“Моя песня”, “Moja pesem”, “Экстаз смерти”, “Ekstaza smrti”, цикл стихотворений “Трагедия в океане”, “Tragedija na oceanu”) и призыв к светлому и прекрасному будущему (“Красный атом”, “Rdecl atom”, “Революция”, “Revolucija”, “Не тужи, друг”, “Ne tozi, drug”). Свои взгляды на искусство К. сформулировал в манифестах “Кризис” (“Kriza”) и “Механикам!” (“Меhanikom!”, 1925). В первом он в духе мессианско-утопического экспрессионизма констатирует смерть Европы: “До смерти измученный европеец... имеет одно желание - умереть”, потому что “политический абсолютизм давит на исстрадавшуюся Европу”, - и подчеркивает, что новое искусство родилось из ожидания войны, за которой последовали “хаос, анархия, нигилизм”. Одновременно поэт заостряет национальную проблему: по его мысли, у словенцев экспрессионизм порожден самой жизнью, а не искусством, так как он - следствие “отчаянного положения четвертованного народа, сто раз униженного и ни разу не увенчанного словом Правды”. Второй манифест, декларирующий враждебное отношение к техническому прогрессу и индустриализации - “Все механизмы должны умереть! Новый человек идет!”, - свидетельствует о близости позиции автора идеям раннего немецкого экспрессионизма.Современники осознали масштаб творческого дарования К. только после выхода его посмертных книг “Стихотворения” (“Pesmi”, 1927) и “Избранные стихотворения” (“Izbrane pesmi”, 1931). Ранее не известный рукописный поэтический цикл поэта “Интегралы” (“Integrali”), опубликованный отдельной книгой в 1967, остался заметным событием в истории словенской литературы. Этот сборник свидетельствует о явном тяготении К. к конструктивизму, знакомство с которым, вероятно, состоялось у него благодаря авторам, публиковавшимся в сербском журнале “Зенит”*.Соч.: Izbranodelo. Ljubljana, 1969.Лит.: Grafenauer N. PesniSki svet Sreôka Kosovela. Ljubljana, 1965; Paternu В. Kosovelovega faza slovenskega pesniSkega modernizma. Ljubljana, 1985; Vreôko J. Sreôko Kosovel, slovenska zgodovinska avantgarda in zenitizem. Obzorja, 1986; ZadravecF. Sreôko Kosovel 1904-1926. Koper, 1986.H. Старикова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.