- Костолани, Деже
- (Kosztolanyi, Dezso)(29.03.1885, Сабадка, ныне Суботица, Сербия - 03.11.1936, Будапешт)венгерский писатель, поэт. Происходил из дворян; окончил гимназию, где директором был его отец. После двух курсов филологического факультета покинул будапештский университет и стал сотрудничать в литературных и либерально-демократических газетах и журналах. Творчество К. неразрывно связано с новыми художественными явлениями начала XX в., хотя сблизить его целиком, даже в первые годы, с одним каким-либо направлением невозможно, для него характерны перекрестные импульсы и интересы. Ранние рассказы (сборники “Колдовские вечера”, “Boszorkányos esték”, 1908; “Сумасброды”, “Bolondok”, 1911; “Больные души”, “Beteg Ielkek”, 1912) и стихи (сборники “Карта”, “Kártya”, 1911; “Магия”, “Magia”, 1912) венгерское литературоведение соотносит прежде всего с импрессионизмом и символизмом, а также сецессией. Это подтверждают и его переводы из западноевропейской поэзии (сборник “Новые поэты”, “Modern költök”, 1913). С пониманием К. встретил (в рецензии на страницах журнала “Нюгат”, 1915) сборник Л.Кашшака* “Эпос в вагнеровской маске”. В отличие от многих, приветствовал он в его лице певца взбудораженной войной “современной души”, обратив внимание на “мрачно бунтующие, хаотически извивающиеся в огне и дыму бесконечные строки”, которые “обращаются на совершенно новых орбитах”, “будто взорванные мировой катастрофой”. А чуть позже (1919, в журнале “Эстенде”, “Eszendö”, “Год”) с сочувствием единомышленника отрецензировал сборник Ш.Барты* “Красное знамя” (“Vöroszászló”, 1918), особо отметив в нем стихотворение “Примитивная троица” (“Primitiv Szentháromság”): “совершенно новый, фундаментально экспрессионистичный голос” поэта.К экспрессионизму в творчестве К. тяготеет гротескная метафорика. Так, герою рассказа “Аппендицит” (“Apenaicitis”, 1908) позволяет освободиться от гнетущей обыденности воспоминание о единственно ярком событии в его жизни: хирургической операции, материализованная память о которой - созерцаемый им заспиртованный отросток слепой кишки. Парадоксальные заострения, выражающие неудовлетворенность рутиной, возвращались и в поздней прозе К. (например, в рассказе “Моторная лодка”, “Motorcsónak”, 1930, где маниакальный предел мечтаний героя - собственная моторка, на которой можно вольно носиться по Дунаю). В лирике К. нет ни экспрессионистской разорванности, прозаизации, ни пафоса, а тем более крика. Однако вместе с участливым вниманием к “маленькому человеку” в ней со временем все заметней утверждается близкий к новациям экспрессионистов подчеркнуто простой, нерифмованный свободный стих (сборник “Обнаженно”, “Meztelenül”, 1928, и др.). Проза К. (романы “Жаворонок”, “Pacsirta”, 1924; “Анна Эдеш”, “Édes Anna”, 1926; сборник “Корнель Эшти”, “Esti Kornél”, 1933, и др.) тоже становилась более субъективной, ознаменовав в венгерской литературе поворот от повествования остро-социального к тонкой психологической нюансировке конфликтов, к опоре прежде всего на внутреннее, подчас лиризованное действие, на внешне незаметную, но весомую смысловую деталь.Соч.: Összes novellák. I-III. kk. Budapest, 1957; Pacsirta. Aranysarkany. Budapest, 1961; Edes Anna. Budapest, 1968; Összegyüjtott versei. Budapest, 1973; Színházi estek. 1-11. kk. Budapest, 1978.Жаворонок. Анна Эдеш. M., 1972; Избранное. M., 1986; Венгерская поэзия. XX век. M., 1982; От сердца к сердцу. Стихи четырех венгерских поэтов. М., 1991.Лит.: KarinthyFr. írások írókról. Békéscsaba, 1918; FöldessyGy. Ady, Babits, Kosztolányi. Széphalom, 1929; Halász G. Válogatott irásai. Budapest, 1959; Kiss F. Kosztolányi Dezsö// A magyar irodalom tórténete. V. k. Budapest, 1965; Új Irás, 1985, 11 sz. (Kosztolányiszám); Zágonyi E. Kosztolányi és az orosz irodalom. Budapest, 1990; Россиянов О. Два века венгерской литературы. М, 1997.О. Россиянов
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.