Балль, Гуго

Балль, Гуго
(Ball, Hugo)
(22.02.1886, Пирмазенс, Рейнпфальц - 14.09.1927, Сант-Аббондио, Швейцария)
   немецкий поэт, драматург, прозаик, публицист, историк культуры. Изучал германистику, историю и философию в университетах Мюнхена и Гейдельберга, в семинаре М.Рейнгардта в Берлине осваивал режиссерское искусство, заведовал репертуарным отделом мюнхенского театра Комедии. По инициативе и при участии Б. в 1912 в этом театре была поставлена пьеса Л.Андреева* “Жизнь человека”.
   В годы перед I мировой войной Б. пишет экспрессионистские стихи, сотрудничает в журналах “Революцион”*, “Ди нойе кунст”, “Акцион”*, вместе с В.Кандинским* выступает за обновление мюнхенского Художественного театра, собираясь превратить его в “театр нового искусства”, пролагающий дорогу драматургии экспрессионизма. Сотрудничать в нем должны были Ф.Марк*, П.Клее*, А.Шёнберг*. Б. интересовался экспериментальным театром в России, привлекал к своим начинаниям, помимо Кандинского, режиссера Н.Евреинова, хореографа М.Фокина. Место психологического театра, полагал Б., должен занять театр экспрессионистский. Война помешала осуществлению его замыслов. В 1915 он переезжает в Берлин, где общается с немецкими экспрессионистами, а затем эмигрирует в Швейцарию. В эти годы Б. проявлял склонность к эксцентрическим выходкам, интересовался революционным движением и анархизмом, в связи с чем усиленно изучал сочинения Кропоткина и Бакунина, следил за политическими событиями в России. В 1916 вместе с Х.Арпом и М.Слодки основал в Цюрихе “Кабаре Вольтер”*, в котором зародилось движение дадаизма (см. Статью “Дадаизм и экспрессионизм”) - Б. считается его родоначальником и признанным вождем. Соратниками Б. были также литераторы и художники Ханс Арп, Рихард Хюльзенбек, Марсель Янко, Тристан Тцара и др.
   Как и экспрессионизм, дадаизм был для Б. формой протеста против приспособленчества, этапом на пути к искусству, способному, как он полагал, противостоять тотальной изолганности эпохи. В дадаизме его привлекали бунтарский дух, сила отрицания. По Б., только освобожденное от догм и условностей сознание человека может - благодаря “скачкам мысли” и неожиданным образным ассоциациям - выстоять в противоборстве с агрессивной враждебностью окружающего мира.
   Роман “Фантазер Тендеренда” (“Tenderenda, der Phantast”, 1914-1920, опубликован 1967) вобрал в себя репертуар эпатирующих дадаистских выступлений Б. (в том числе и лишенные смысла звукоподражательные стихи). В романе, предвосхитившем художественные открытия сюрреализма, воссоздан фантастический мир критического сознания, характерные приметы его стиля и содержания - эксцентричность (сам Б. часто выступал в сделанном из бумаги “кубистическом” костюме), свобода от интеллектуальной зависимости и общественных условностей.
   В Цюрихе Б. основал художественную “Галерею Дада”, где выставлялись приверженцы авангардного искусства, поддерживал дружеские (и творческие) отношения с издателем экспрессионистского журнала “Ди вайсен блеттер”* Р.Шикеле*. Ключом к пониманию истоков и формальных экспериментов как экспрессионизма, так и дадаизма может служить роман “Фламетти, или О дендизме бедных” (“Flametti oder Vom Dandysmus der Armen”, 1918) - полная скрытого трагизма история артиста варьете, который в трудные времена пытается любыми способами удержать на плаву труппу, состоящую из социально ущербных личностей, аутсайдеров, ибо “где нет изъянов, там нет человека. Красота, волшебство, экзотика рождаются только из отчаяния”.
   На протяжении всей своей жизни Б. был одержим идеей постоянного обновления, разрушения канонов в творчестве. Когда возможности дадаизма (как еще раньше и возможности экспрессионизма) показались ему исчерпанными, он в 1917 отошел от движения, вернулся к приемам традиционного искусства и в лоно католической церкви. В 1920-е Б. был одним из самых активных и глубоких критиков европейской культуры и резко критиковал немецкую духовную жизнь того времени. Большой интерес представляют его дневники и изданные посмертно письма военных лет.
   Соч.: Die Nase des Michelangelo. Berlin, 1911; Zur Kritik der deutschen Intelligenz. Bern, 1919; Bysantinisches Christentum. Drei Heiligenleben. München; Leipzig, 1923; Die Folgen der Reformation. München; Leipzig, 1924; Die Flucht aus der Zeit. Tagebuch. München; Leipzig, 1927; Damals in Zürich. Briefe aus den Jahren 1915-1917. Zürich, 1978.
   Лит.: Ball-Hennings E. (Hg.). Hugo Ball. Sein Leben in Briefen und Gedichten. Mit einem Vorwort von H.Hesse. Berlin, 1930; Steinke G.E. The life and work of Hugo Ball, founder of Dadaism. Den Haag, 1967.
   В. Седельник

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Балль, Гуго" в других словарях:

  • Ball, Hugo —    см. Балль, Гуго …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Штернхейм, Карл — …   Википедия

  • Карл Штернхейм — Портрет Карла Штернхейма. Рудольф Целле, 1924 Карл Штернхейм (нем. Carl Sternheim; 1 апреля 1878, Лейпциг  3 ноября 1942, Брюссель)  немецкий драматург и писатель новеллист, чьё творчество относят к экспрессионизму. Как и Франк Ведекинд, в своих… …   Википедия

  • Новый клуб — Афиша «Неопатетического кабаре», 1912 «Новый клуб» (нем. Der Neue Club)  немецкое литературное объединение, в которое входили в основном писатели и поэты …   Википедия

  • Штернхейм — Штернхейм, Карл Портрет Карла Штернхейма. Рудольф Целле, 1924 Карл Штернхейм (нем. Carl Sternheim; 1 апреля 1878, Лейпциг  …   Википедия

  • Штернхейм Карл — Портрет Карла Штернхейма. Рудольф Целле, 1924 Карл Штернхейм (нем. Carl Sternheim; 1 апреля 1878, Лейпциг  3 ноября 1942, Брюссель)  немецкий драматург и писатель новеллист, чьё творчество относят к экспрессионизму. Как и Франк Ведекинд, в своих… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»