Котруш, Арон


Котруш, Арон
(Cotruç, Aron)
(02.06. 1891, Хэшаг, Румыния - 01.11.1961, Лонг Бич, Калифорния, США)
   румынский поэт. Сын священника. Учился на филологическом факультете Венского университета, но не смог закончить учебу из-за отсутствия средств. В 1913 вернулся в Румынию. В 1916 в рядах австро-венгерской армии был на итальянском фронте. Попав в плен, вступил в Румынский легион. После подписания мира румынское представительство в Риме поручает ему руководство Службой пропаганды (1919-1920). В 1920 в Араде и Тимишоаре редактирует крупную газету, в 1928 становится президентом Синдиката журналистов в уездах Арад и Банат, затем до 1945 работает в пресс-службе Министерства иностранных дел, в том числе в румынских представительствах за границей.
   Родившись в Трансильвании, которая до I мировой войны входила в Австро-Венгрию, К. остро чувствовал подчиненное положение трансильванских румын, значительное влияние на его мировоззрение оказал также опыт участия в войне. Уже в раннем сборнике “Праздник смерти” (“Särbätoarea morfii”, 1915) ощущается влияние экспрессионизма. К. - поэт страдания и смерти. Его поэтические образы обретают вселенский размах и превращаются в абстрактные символы: страх, ночь, безмерное отвращение, дикое вожделение, безумная страсть, тяготеющее над миром проклятие. Лирический сюжет его поэзии - трудное, ожесточенное продвижение по каменистой пустыне. Один из обликов этой пустыни - город: по его мертвым, зловещим улицам растекается пустота, толпы восставших призраков устремляются в театры и во дворцы, чтобы мстить богачам, которые послали их на смерть. Экспрессионистское звучание стихов усиливается в сборниках “Румыния” (“Romanía”, 1920), “Белые туманы” (“Neguri albe”, 1920), “Стихи” (“Versuri”, 1925), “В их рабстве” (“In robia lor”, 1926), “Крик вдаль” (“Strigat pentru departan”, 1927). В манере графики экспрессионистского активизма К. рисует образы “торговцев людьми”, “королей денег”, чьи “круглые рожи краснее свеклы, полны мрака их глаза, а руки унизаны драгоценными кольцами”. Сотрудничество с журналом “Гындиря” не ослабило социального звучания поэзии К.
   Поэт направил свой талант на укрепление национального единства румын, на апологию “румынизма”. Уже в поэме “Румыния”, наряду с описаниями ужасов войны, он утверждает культ павшего за объединение страны воина как “сверхчеловека” и все чаще попадает в плен идеи “национального предназначения”. В 1930-е социальный протест в творчестве К. вытесняется пафосом “национального мессианства”, что приводит его к фашизму. В сборниках “Страна” (“Тага”, 1937) и “Шахтеры” (“Minerii”, 1938) отчетливо наблюдается возвеличивание человека-провидца, рожденного, чтобы вести за собой массы. В сборниках “За враждебной пропастью” (“Peste prapaçtibor de potrivnicie”, 1938) и “Рапсодия даков” (“Rapsodie dacf”, 1942) неудержимая ницшеанская энергетика преобразуется в прославление захватнических войн. После
   1945 К. находился в эмиграции: до 1956 он жил в Испании, занимаясь общественной и литературной деятельностью, затем в США.
   Лит.: Crohmàlniceanu O.S. Literatura romana çi expresionismul. Bucureçti, 1971; Grigorescu D. Istoria unei generali pierdute: expresionismul. Bucuresti, 1980; Bälan L.D. Resurecjia unui poet: Aron Cotruç. Bucuresti, 1981.
   Т.Биткова

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Котруш, Арон" в других словарях:

  • Cotruç, Aron —    см. Котруш, Арон …   Энциклопедический словарь экспрессионизма


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.