- Коцог, Акош
- (Koczogh, Ákos)(02.12. 1915, Будапешт - 29.11.1986, Будапешт)венгерский художественный критик, историк литературы, а также эссеист, очеркист. Сын учителя и сам по образованию учитель. Печататься начал с 1934; участвовал в демократическом движении “исследователей деревни”. В 1946-1958 преподавал филологию в Дебреценском университете и редактировал местный литературный журнал “Эпитюнк” (“Építunk”, “Строим”, в дальнейшем - “Альфельд”, “Alfold”). Главный труд - “Экспрессионизм” (“Expresszionizmus”, 1938, обновленное издание - 1967). Венгерский экспрессионизм рассматривается в нем в преемственной связи с общеевропейским философским и художественным наследием рубежа XIX-XX вв. и предшествующих веков, вплоть до первобытного примитивного искусства, в кругу других центрально- и восточноевропейских литератур, которые, согласно К., социально-исторически стоят ближе к немецкому экспрессионизму, нежели к схожим явлениям французской, итальянской, английской или русской культур. Признаки экспрессионизма он последовательно прослеживает в разных художественных видах и родах - прежде всего в драме как наиболее репрезентативном по своей природе; а также в поэзии, прозе, живописи и отчасти в архитектуре, скульптуре, музыке, кино. При этом, правда, во главу угла обычно ставится “экспрессивность”, выразительность сама по себе, что приводит к некоторой размытости художественных и временных границ экспрессионизма (к его “позднейшему периоду” отнесены, например, Н.Гильен, Р.Гуттузо, У.Х.Оден, С.Спендер, Ф.Дюрренматт и даже С.Есенин). Отдавая дань времени,К. проводил политическую грань между экспрессионистами “правыми” и “левыми” (в пользу последних). Вместе с тем, после отхода венгерской науки от принятой до середины 1950-х упрощенной оппозиции “реализма - антиреализма” и признания эстетической полноправности нереалистических течений, вплоть до авангардистских, книга К. вернула в историю венгерской литературы и столь важный среди них экспрессионизм, открыв путь для его дальнейшего непредвзятого изучения.К. известен также как автор книг и статей по вопросам венгерского и зарубежного прикладного искусства, новейшей технической эстетики, промышленного дизайна. Особым его вниманием пользовались, в частности, финское искусство и архитектура, где он находил живые до сих пор созвучия исканиям авангардизма.Соч.: Az expresszionizmus. Budapest, 1938, 1967; A modern müvészet útjai. Budapest, 1972; Mai magyar iparmüvészet. I-III. kk. Budapest, 1975-1977; Szép tárgyak dicsérete. Budapest, 1978; Finta László. Budapest, 1978; Otthon Finnországban. Budapest, 1986; Hollo Laszlo. Budapest, 1987.Лит.: JuhászB. Koczogh Akos// Alfóld. 1987. 12sz.О. Россиянов
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.