- Краус, Вернер
- (Krauss, Werner)(23.06. 1884, Гестунгхаузен близ Кобурга - 20.10. 1959, Вена)немецкий актер, театровед. Его справедливо относят к числу основоположников актерского экспрессионизма (Э.Дойч*, Х.Георге*, Ф.Кортнер*).Не имевший профессионального актерского образования, К. прошел школу многих малых и больших театров Германии, от Силезии до Мюнхена, где в 1913 его увидел знаменитый актер А.Моисеи и рекомендовал М.Райнхардту. Карьера К. в берлинском Немецком театре началась с участия в ведекиндовском цикле пьес (1914). Уже тогда в его игре выявилось сочетание филигранной точности исполнения с глубиной характеристик, а также редкий (особенно для немецких актеров) дар перевоплощения. Эти качества ярко дали себя знать в острейшей трактовке роли четвертого матроса в “Морском бое” Р.Геринга* (1918), что органически ввело К. в театральный экспрессионизм.К. играл в Немецком театре в 1913-1924 и 1926-1931 (Шейлок в “Венецианском купце” Шекспира, 1921; Валленштейн в трилогии Шиллера, 1924; Фойгт в “Капитане из Кёпеника” К.Цукмайера, 1932; Клаузен в драме “Перед заходом солнца” Г.Гауптмана, 1932). Затем последовали годы работы в Государственном театре в спектаклях режиссеров Л.Йеснера* и Ю.Феллинга (“Вильгельм Телль” Шиллера, 1932; “Ричард III” Шекспира, 1937), где он играл до 1944, совмещая с работой в венском Бургтеатре.К. чувствовал себя одинаково уверенно и органично как в ролях комических, так и героических. “Секрет этого актера в умении перевоплощаться, не меняя тональности голоса, его силы. Разумеется из-за этого исчезает известная дифференциация, но исключительное физическое напряжение оправдывает каждую фразу. Его тело подчиняется какой-то внутренней энергии, которой повелевает фантазия” (Х.Иеринг).Одержимый театром К. не слишком заботился об общественном восприятии создаваемых им образов, что приводило к печальным последствиям; крайне негативный резонанс имело его участие в антисемитском фильме “Еврей Зюсс” (режиссер Ф.Харлан, 1940), а также антисемитская трактовка образа Шейлока в венском Бургтеатре (1943). В результате по окончании войны актеру было запрещено выступать в театре и в кино вплоть до 1948, затем он был приглашен в Бургтеатр, где играл до последних дней жизни, временами гастролируя и в различных театрах ФРГ.Лит.: MührA. Die Welt des Schauspielers Werner Kraus. Berlin, 1928; Ihering H. Von Reinhardt bis Brecht. Bd. I-III. Berlin, 1961; Haan С. Werner Kraus und das Burgtheater. Wien, 1970.В.Клюев
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.