- Крик
- одна из основных составляющих эстетической системы экспрессионизма, который всегда тяготел к предельной выразительности художественных средств и контрастным противопоставлениям. Если при этом для зрительного ряда характерно пристрастие к ослепительному свету или беспросветному мраку, к ярким, диссонирующим, “кричащим” краскам, к гиперболизированным, деформированным формам, то в звуковом ряду таким предельным выразительным средством становится крик. Важнейший в эстетике экспрессионизма принцип абстракции* находит свое выражение в крике как некоей универсальной, первичной, элементарной реакции на многообразные проявления бытия. Слово в крике дематериализуется до своей первичной формы - междометия, - предельно концентрируя свою чисто эмоциональную сущность. Чувство в экспрессионизме предшествует рассудку, познанию, вытесняет его и находит выход в алогичном, неартикулированном крике, одновременно бессмысленном и содержащем целый спектр душевных движений - страдание и гнев, ужас и восторг, отчаяние и надежду, возмущение и экстаз, протест против жестокого мира и чувство избавления. Сходные по своему “досознательному” свойству тенденции можно обнаружить и в других эстетических системах начала XX в. (ср.: “блаженное бессмысленное слово” у О.Мандельштама, “простое как мычание” у В.Маяковского*). Крик воспринимался как отчаянная попытка человеческого духа быть услышанным другими людьми, миром, Богом.Первым и одним из ярчайших воплощений эстетики крика явилось произведение не словесного (звукового), а изобразительного (немого) искусства - картина (и гравюра) норвежского художника Э.Мунка* “Крик” (1893), созданная задолго до возникновения экспрессионизма, но ставшая программной для него. Композиционный центр картины изображает разверстый в крике отчаяния рот человека. Образ-символ Мунка отозвался позднее во множестве произведений экспрессионистской поэзии: “Рты разорваны криком” (И.Голль*); слова “крик”, “кричать” варьируются с различными синонимами: “Орут кошачьим голосом дурным”, “Из гроба выйдя, смрадный сброд завыл / И завизжал, хоть был бесовски весел” (Г.Гейм*); “Воспойте рыданьем, хрипом, судорогой ртов-жабр / Воскресенье”, “[...] в небе вой” (П.Цех*). В постановках экспрессионистских драм (Г.Кайзера*, Э.Толлера* и др.) - преимущественно монологичных - ключевые места монологов форсировались до крика. Герой убеждал не логическими доводами, а патетическими призывами, что особенно подчеркивалось в постановках Р.Вайхерта*. Драма приобретала характер “драмы крика”.Лит.: Schrei und Bekenntnis: Expressionistisches Theater/ Hg. K.Otten. Darmstadt; Neuwied, 1977.А.Маиевич
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.